Вот это бонсай. Произведение искусства!

Все о Бонсай

История Бонсай

Искусство бонсай зародилось в Китае. Когда, не знает никто, но история его насчитывает не менее двух тысяч лет. Название пишется двумя иероглифами обозначающими — плошка и дерево.

Бонсай зародился свыше тысячи лет назад в Китае, но именно в Японии этот метод развивался и вырос до уровня изящного искусства. В японском языке слово «бонсай» означает не просто карликовое растение, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне.

В течение многих столетий японцы жили в богатой природной среде и в условиях непрерывной смены времён года, что выработало в них способность и желание воспроизвести рукотворное создание соответствующих пейзажей в миниатюре. Созерцание бонсай давало возможность насладиться зрелищем, очень похожим на большой пейзаж на открытом воздухе. Карликовое дерево—это нечто большее, чем просто комнатная растительность, выращиваемая ради красивых листьев и цветов.

На настенных росписях в усыпальнице императора Чанг Хуа династии Тан (706 г.) изображены придворные держащие в руках бонсай. Легенды отодвигают время зарождения бонсай вглубь веков. Одна из них гласит, что некий император повелел создать у себя во дворе миниатюрную копию всей империи, города, реки, горы. Для этой копии и создавались миниатюрные деревья.

Но, скорее всего, корни бонсай в даосизме. Даосы проводили свои исследования влияния окружающего мира на Дао. В ходе этих исследований им удобно было манипулировать не самими объектами внешнего мира а их миниатюрными копиями-символами. Даосы верили, что миниатюризировав объект они могли бы сконцентрировать и манипулировать всеми его магическими качествами. А деревья были самыми большими и долговечными живыми существами. Так что и здесь прагматичные китайцы себе не изменили. Достоверных сведений о том, помогла ли эта методика стать кому-то бессмертным у нас нет, но, со временем, красота, изящество, гармоничность этих миниатюрных копий большой природы стала самодовлеющей и бонсай превратился в произведение искусства.

И вот, около тысячи лет назад бонсай попал в Японию. Как и многие другие заимствования, японцы довели искусство бонсай до совершенства. И сегодня слово бонсай вызывает ассоциацию с Японией. Именно японцы разработали систему канонов, которая включает в себя, как требования к облику самого растения, так и к сочетанию его с аксессуарами и правила экспозиции. Бонсай очень часто выступает как один из аксессуаров чайной церемонии.

Старая японская легенда о бонсай рассказывает что некогда сёгун путешествовал инкогнито. Забравшись высоко в горы он был застигнут ненастьем. А в той дикой местности жил старый благородный самурай, много лет назад претерпевший за правду, оклеветанный и изгнанный. На его хибарку и набрёл изнурённый путник. Хозяин радушно принял единственного за многие годы гостя и предложил разделить с ним убогую трапезу. Да вот беда, — путник сильно замёрз, а в доме не было ни щепки. И тогда хозяин, выйдя не надолго, внёс в хижину несколько великолепных бонсай. Это было всё, что осталось у него от былого — растения столетиями передававшиеся из поколения в поколение. Невзирая на протесты гостя, он запалил их в очаге и тем обогрел замёрзшего путника. Сёгун подробно расспросил хозяина о его обстоятельствах. И, на следующий день продолжил свой путь.

Через некоторое время в горы прибыла торжественная кавалькада. Дворянина-отшельника, не взирая на его возражения, препроводили ко двору, где сам сёгун встречал его. Он был восстановлен во всех правах, враги его были низвергнуты. И, в завершение всех церемоний, ему преподнесли несколько древних бонсай — дар сёгуна своему спасителю.

К восемнадцатому столетию, в Японии техника выращивания деревьев в контейнерах развилась в очень утончённую форму искусства. Отличие его от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в той чарующей особенности, что бонсай, в принципе, никогда не бывает завершён. Он рождается, развивается и уходит, как и всё живое. Всё живое особенно радует наш глаз и умиляет в самом начале жизненного пути — в молодости. Но не у деревьев.

Чем древнее дерево, чем более оставили на нем свой след перенесённые невзгоды, тем приятнее и интереснее оно нашему взору. Это относится в полной мере и к бонсай. И не столько сам возраст, сколько время, проведённое с ним многих поколений людей и материализованное в, почти не встречающемся в природе, изяществе особенно ценится в бонсай.

В предельно гармоничном бонсай мы можем наблюдать одновременно все три периода жизни — юность, зрелость и старость. Юность олицетворяется свежей, молодой листвой, зрелость — цветами и плодами, а старость — стволом, мощным, с грубой корой, часто расколотым, с дуплами.

Можно долго спорить по поводу того, что важнее в бонсай — изящество или драматизм, но нет сомнений, что если оба эти качества присутствуют в полной мере, мы видим шедевр.


К началу 17-го столетия, тем не менее, уже многие люди в Эдо (современный Токио) выращивали в плошках деревья и другие растения. Но только примерно в конце 18-го века люди стали превращать карликовые деревья в произведения искусства.

Массовым увлечением стали прогулки на природу, натурные зарисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых ландшафтов и пейзажей, и создание на этой основе деревьев высокохудожественных форм. Так возникло огромное разнообразие современных стилей бонсай: «прямой ствол», «склоненный ствол», «скрученный ствол», «каллиграфическое дерево», «обрыв», «полуобрыв», «пень», «бамбук и камни» .

По размеру большая часть бонсай была около 54 см высоты ствола. В те годы он был, главным образом, украшением ниши японского дома, он должен был гармонировать с комнатой. Развивались и методы любования бонсаем. Помимо украшения домашней ниши, их стали выставлять при проведении чайных церемоний.

Читать еще:  Салат «Сугробы»

Из монастырей и дворцов японских аристократов увлечение бонсаи стало проникать и в дома самураев, а к началу девятнадцатого века стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
В это время миниатюрные деревца называли хачиноки – «деревья в мисках».

Большую роль в становлении этого искусства, как национального явления, сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсаи. В годы его правления (1868–1912 гг.) выращивание бонсаи возводят в ранг искусства и появляется термин «художественный бонсаи».

Многие современные любители бонсаи и пенджинга утверждают, что их охватывает удивительное чувство покоя, когда они работают над своими деревьями. Все тревоги и стрессы уходят прочь, словно по мановению волшебной палочки.

Формирование бонсаи – средство приближения бонсаи к недостижимому идеальному образу, родившемуся в душе мастера.
Формирование – это общение мастера и растения, которое длится до тех пор, пока жив один из них.

Японское учение дзэн утверждает значимость восприятия не только предмета, но и пустоты (пространства), окружающей этот предмет. Именно поэтому японские мастера бонсаи стремятся к гармонии пустых и заполненных пространств, пропорциональности объёмов ветвей и просветов. И сами ветви, и пространство между ними должны уменьшаться по мере приближения к вершине.

Дерево и его ветви считаются в буддизме ритуально чистыми. Буддийский культ дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, Будда Шакьямуни достиг просветления, во многом предопределил не только особенности структуры, но и глубинный символизм бонсаи.

Буддийская святыня, называемая пасана-ведика, представляет собой дерево Бодхи, обнесённое каменной оградой; в широком смысле эта святыня являлась прообразом для создания бонсаи.

В буддийской мифологии, которая была активно воспринята в Японии, верховный правитель выступает в роли строителя святилища с садом, в котором растёт дерево жизни. Весь мир – это сад Будды, а правитель в нём – садовник. Выращивая бонсаи, японец чувствовал себя могущественным, словно император.

Искусство Бонсай

Слово «бонсай» — японского происхождения, оно означает растение (sai) в низком контейнере (bon). Но не каждое деревце в низком контейнере — бонсай. Понятие это достаточно определенно. Настоящий бонсай — это произведение искусства, созданное художником, который использовал живой материал и следовал всем канонам этого искусства.

ЧОККАН
(формальный вертикальный стиль)

Подходит для ели, лиственницы, можжевельника, дзельквы и гинкго. Если дерево не испытывает конкуренции со стороны других деревьев, не подвергается воздействию сильных преобладающих ветров, имеет достаточно питания и воды, оно будет расти строго вверх, а его ствол будет иметь коническую форму. Ветки деревьев-бонсай не должны быть симметричными, верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних. Ветви должны отходить от ствола горизонтально, а некоторые нижние ветви могут немного изгибаться вниз. Чтобы контейнер не опрокидывался, его вес и вес деревца должны быть приблизительно равны.

Подходит для большого количества видов.
Под воздействием сильных преобладающих ветров дерево вырастает с наклоном, такая же форма может наблюдаться у растения, растущего в тени и тянущегося к солнцу. Ствол дерева, который может быть прямым или несколько изогнутым, должен быть наклонен под углом от 70 до 90° по отношению к поверхности контейнера. С одной стороны деревца корни развиты сильно, и кажется, что они прочно держатся за почву, а со стороны наклонившегося ствола — уходят в землю.

МОЙО-ГИ
(неформальный вертикальный стиль)

Подходит практически для всех видов деревьев.
Этот стиль широко встречается и в природе, и во многих бонсай. Ствол дерева имеет ряд изгибов, нижний из которых должен быть ярко выражен. Как и в случае формального вертикального стиля, ствол имеет коническую форму, ветви располагаются симметрично, а крона соответствует толщине ствола.

Подходит для сосен, кизильников, пираканты и можжевельника. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами.
Дерево, растущее на крутом обрыве, может изогнуться по многим причинам — из-за падающих камней, под собственным весом или тяжестью снега, из-за недостатка света. Это и есть стиль «каскад», созданный самой природой. Применительно к бонсай это означает, что крона деревца должна располагаться ниже верхней кромки контейнера. Довольно трудно поддерживать растение стиля «каскад» здоровым, поскольку оно стремится расти вверх.

Подходит для всех видов, за исключением крепких, плохо гнущихся деревьев.
Этот стиль, как и «каскад», встречается в природе у деревьев, растущих на крутых склонах, по берегам рек и на болотах. Из-за близости воды ствол растет не вниз, а, скорее, в горизонтальном направлении. У деревьев — бонсай полукаскадного стиля крона только немного опускается ниже верхней кромки контейнера.

Подходит для большинства хвойных или широколиственных деревьев.
Этот стиль берет свое название от манеры рисования, которую использовали китайские художники, рисуя воображаемые деревья. Особенность этого стиля: элегантно изогнутая линия ствола, при полном отсутствии нижних веток крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья мы можем встретить и в лесу, когда из-за недостатка солнечного света и тесноты у них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым.

Подходит для широколиственных деревьев с тонкими ветвями, таких как дзельква, вяз и граб.
В природе этот стиль практически идеально наблюдается у Zeikova (дзельквы). При создании бонсай этот стиль может использоваться и для некоторых других видов. Ствол — строго вертикальный, но не слишком длинный, все ветви расходятся из одной точки. Крона — сферическая и очень плотная. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В целом дерево напоминает старинную метелку.

ШАРИМИКИ
(стиль «мертвая древесина»)

Подходит для можжевельника.
У можжевельников, растущих на горных склонах, значительные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. В бонcай эти участки мертвой древесины особенно важны и должны быть хорошо заметны. Они создаются искусственно путем срезания определенных участков коры и их последующего отбеливания.

СЕКИДЖОДЖУ
(стиль «обнаженные корни на камне»)

Подходит для всех видов с сильно развитыми корнями, например, клена, китайского вяза, сосны и можжевельника.
На каменистых почвах некоторые растения выживают благодаря тому, что их корни, охватывая валуны, забираются под них в поисках воды и питательных элементов, накапливающихся в трещинах и пустотах. Корни, открытые ветрам и подверженные различным превратностям погоды, вскоре начинают походить на ствол. Важным элементом бонсай является эффектное сплетение корней, которые выглядят старыми. Само дерево может быть выращено в любом стиле, но формальный вертикальный и «метелка» не будут лучшим выбором. Поскольку растение черпает питание из контейнера, уход за ним не намного сложнее, чем за растениями других стилей. Проведите пересадку так, чтобы камень с корнями был хорошо виден.

Читать еще:  Эффективное народное средство

ИСИ — ДЗУКИ
(стиль «обнявшие камень»)

Подходит для сосны, клена, цветущей айвы и рододендрона.
В композиции этого стиля деревья растут из трещин в камнях. Корни как бы уходят в камень и оттуда растение получает все необходимое питание и воду. Для бонсай такого стиля очень важен регулярный полив, поскольку запас влаги в трещинах ограничен. Для обеспечения высокой влажности окружающего воздуха камень можно разместить в неглубоком блюде с водой. Посадив несколько деревьев, можно создать пейзаж.

Подходит для всех видов деревьев. Такой силуэт широко распространен в природе. Из одного корня вырастают два ствола, причем один — гораздо мощнее второго. В бонсай этот стиль может быть создан искусственно, когда второй ствол формируется из нижней ветви. Убедитесь, что ветка не расположена слишком высоко, иначе образуется «вилка», которая не вписывается в стиль бонсай.

Этот стиль подходит для всех видов деревьев.
Все стволы растут от одного корня и не могут быть разделены. Это основное отличие этих растений от группы отдельно растущих экземпляров. Он схож со стилем «сдвоенный ствол», но здесь речь идет о трех или более стволах.

ИКАДАБУКИ
(стиль «упавшее дерево»)

Подходит для всех видов деревьев.
Иногда упавшее дерево может выжить, выбрасывая вверх боковые ветви, из которых образуются стволы новых деревьев. Старый горизонтальный ствол по-прежнему остается виден. Этот стиль часто используется в бонсай, в особенности при наличии исходного материала, у которого ветви располагаются с одной стороны. В отличие от группы отдельных растений в этом стиле расстояние между отдельными стволами не изменяется

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Искусство бонсай: формирование и уход

Дерево есть само дерево плюс пустота, которая его окружает, утверждают дзен-буддисты. Речь идет о соотношении целого и его частей, гармонии масс, просветов и объемов. О том, без чего невозможен бонсай.

Искусство выращивания миниатюрных растений в горшках – деревьев, кустарников, трав – зародилось в Китае. В Японию оно попало позже, вместе с буддизмом, но именно здесь его довели до совершенства. Сегодня бонсай может стоить целое состояние. Потому что это не столько растение, сколько произведение искусства. Только живое, меняющееся, работа над которым никогда не кончается.

Фотогалерея бонсай

В переводе с японского слово «бонсай» означает «то, что растет на подносе». Это обычные деревья, которые при помощи особых приемов навеки остаются миниатюрными, сохраняя форму и «повадки» взрослого дерева, существующего в дикой природе. Наклон веточек, изгибы ствола не прихоть природы, а результат кропотливого труда человека. И – исполненный глубокого смысла символ, как все в Японии, где привыкли радоваться и постигать тайны Вселенной, исходя из малого. Искусство бонсай имеет глубоко философски обоснованные законы.

Праздную европейскую публику больше всего поражают размеры растения, его сходство с «настоящим». Внушает уважение и солидный возраст: чтобы вырастить бонсай, требуется не один десяток лет. Более искушенный знаток оценит гармонию формы и размера, симметрию, идеальные пропорции всех частей. Воспроизводя сцену из природы, мастер убирает все лишнее, отвлекающее от задуманного образа.

Создание бонсай преследует две основные цели: поддержание небольших размеров естественно крупного дерева и придание ему зрелости. Правил, касающихся построения, симметрии, пропорций и равновесия различных частей дерева, бесчисленное множество. Вот основные из них:

  • Идеальное соотношение между основанием ствола дерева и его высотой – 1:6.
  • Расстояния между ветками и их длина уменьшаются по мере приближения к верхушке, а ширина ветки должна быть приблизительно равна половине ее длины.
  • Нижняя ветвь («первая ветка») может быть повернута вправо или влево, но никогда не прямо или назад. Она должна располагаться между 1/3 и 1/2 высоты дерева и быть толще и выразительнее остальных ветвей. От ее положения зависит расположение остальных ветвей.
  • Чуть выше располагается небольшая «задняя ветка», уходящая вглубь и придающая дереву пространственную глубину и перспективу. Она не смотрит строго назад, а отклоняется слегка влево или вправо и назад.
  • Антипод «первой ветки» – «вторая ветка», направленная в противоположную сторону, тоже толстая и выразительная, но немного покороче.
  • «Третья ветка» располагается в направлении, противоположном «второй ветке».
  • Между «второй» и «третьей» ветками находится небольшая «фронтальная ветка». Ее необходимо сначала слегка отвести в сторону, соотносясь с положением нижних веток, а затем – немного вперед.
  • Ветви должны отходить от ствола плавно, как бы прогибаясь под тяжестью собственного веса, а затем слегка поднимаясь. Именно так выглядят старые деревья в природе.

На первый взгляд сегодня стать бонсаистом проще простого. Огромное количество литературы, инструментов, контейнеров, аксессуаров и, наконец, самих деревьев. Красивоцветущие и усыпанные плодами, вечнозеленые и листопадные, большие (высотой 50–150 см), маленькие (10–15 см) и миниатюрные (1,5–2 см).

Прежде чем заводить дерево «на подносе», определитесь, подходит ли вам вообще такой способ проведения досуга. Выращивание миниатюрных деревьев требует времени, терпения и самоотдачи. Если чего-то из перечисленного вам не хватает, лучше поищите иное хобби.

А если решились, начинайте с литературы, из которой вы узнаете немало полезного о видовом разнообразии миниатюрных деревьев, условиях их произрастания в природе, о технике формирования и так далее. Неплохо проконсультироваться со специалистами, поговорить с бонсаистами-любителями. И, наконец, оцените свой дом: уютно ли в нем будет маленькому капризному деревцу.

Читать еще:  Доброго дня, уважаемые садоводы!

Традиционное японское искусство бонсай – «дерево в плошке»

Что подразумевается под словом бонсай? В буквальном переводе с японского оно означает «посадка в плошке» – традиционное японское искусство выращивания в неглубоких контейнерах маленьких деревьев, с полной имитацией их природного масштаба и формы. Стоит отметить, что схожие практики существуют в старинных традициях китайских пензай («пейзаж в горшке»), от которых произошел бонсай, а также в живых миниатюрных ландшафтных композициях вьетнамцев – хон нон-бон.

Искусству бонсай больше 1000 лет, и это японское слово стало общим термином для его узкого значения – искусная копия растущего в природе дерева в миниатюре, и для широкого – выращивание карликовых растений в горшках. Отсюда происходит некоторая путаница в понимании «бонсай» и «растения-карлики». Карликовые растения могут быть как природного происхождения, так и специально выведенными в культуре:

  • путем селекции;
  • с помощью генной инженерии;
  • обработкой специальными веществами (ретардантами);
  • и т.д.

Для создания бонсай используют иные методы:

  • обрезку веток;
  • уменьшение корней;
  • выращивание в маленьких специальных емкостях;
  • дефолиацию (удаление листьев);
  • прививку.

Из истории искусства бонсай

Самое ранее изображение характерного «дерева в плоском горшке» найдено на фресках Мавзолея Цяньлина (VI век), расположенного в 80 км от китайского города Сианя. Подобные изображения можно увидеть на японских свитках и картинах, начиная с 1195 года. В этот период китайские ученые монахи-буддисты часто посещали японские монастыри. Они проповедовали законы Будды, вели преподавательскую деятельность, знакомили политических лидеров и знать Японии – людей с художественным вкусом и образованием, с китайской культурой, в том числе с искусством создания миниатюрных пейзажей.

Со временем, японские мастера стали формировать и развивать свою эстетику бонсай – при его создании они концентрировали основное внимание на самом деревце, использовали меньшие, более лаконичные горшки и отказались от других украшений. Высокого уровня искусство бонсай достигло в XVII веке и сохранилось до наших дней. Одно из самых старых творений этого стиля –

японская белая сосна Сандай-сёгун-но-мацу (Pinus pentaphylla var. Negishi), ставшая национальным достоянием Японии, хранится в Токийском императорском дворце. Предполагается, что этому дереву не менее 500 лет.

Бонсай в XIX и ХХ веках

В XIX, а затем в ХХ веке, бонсай из эзотерической практики ограниченного круга людей стал превращаться в широко распространенное хобби, доступное представителям разных сословий и

благосостояния. Первый номер журнала «Бонсай» вышел в свет в 1921 году. Начиная с 20-х годов ХХ века, японский инструментальщик Масакуни (1880–1950) стал разрабатывать и изготавливать

инструменты из стали, специально предназначенные для бонсай. Начиная с 1934 года в токийском парке Уэно стали проводить ежегодные выставки деревьев, выращиваемых в эстетике бонсай. А с

1940 уже более трех сотен коммерсантов японской столицы отправляли в Америку и страны Европы тысячи их образцов.

Книгу «Искусство бонсай», написанную Юджи Йошимурой на английском языке и изданную в 1957 году, стали называть «классической японской библией бонсай для жителей Запада».

Большую роль в популяризации «деревьев в плошке» стали играть ежегодные выставки от профессиональных производителей этих растений. В 1980 году в японском городе Осаке состоялась первая Всемирная выставка бонсай и суисеки (Suiseki) – японского искусства составления композиций из камней. В 1984 году создана Европейская ассоциация бонсай. А спустя 5 лет учреждена Всемирная федерация дружбы Бонсай (WBFF).

Людей, увлеченных бонсай, становится все больше. Подтверждением тому служат:

  • многочисленные кружки, интернет-форумы, мастер-классы, курсы, циклы лекций, съезды и выставки, посвященные бонсай;
  • в 90 странах на 26 языках мира написано и издано больше 12 сотен разных книг на темы бонсай;
  • выходят 13 тысяч специальных журналов на 13 языках;
  • полторы тысячи ассоциаций и клубов бонсай насчитывают суммарно не менее 100 000 энтузиастов;
  • не связанных между собой любителей искусства бонсай – миллионы.

Бонсай – это живое произведение искусства и особая ответственность

В наши дни цели, ради которых выращивают или приобретают бонсай, разные. Это и философское созерцание, медитация, и увлекательное хобби, и возможность проявить свой художественный вкус, изобретательность, и просто следование модной тенденции в садоводстве. Традиционно

бонсай – это деревья умеренного климата, выращиваемые в контейнерах на открытом воздухе, то есть растения для сада. Поэтому лет 30 назад у растениеводов понятие «комнатный бонсай» вызывал оправданный скепсис. Ведь при содержании в искусственных условиях – в среде дома, деревья открытого грунта ослабевают и погибают.

Немецкие садоводы первыми стали выращивать бонсай в закрытых помещениях, используя для этого субтропические и тропические растения. К тому же для создания бонсай используют не только деревья и кустарники. Существует и цветочный бонсай, и бонсай трав с использованием травянистых многолетних и однолетних растений. Комнатный бонсай быстро приобрел популярность и получил широкое распространение по всему миру.

Однако чтобы самому успешно выращивать бонсай, требуется большая ответственность, глубокие знания, творческая жилка, постоянство и упорство. Далеко не всегда и не все к этому готовы. Ухаживать за бонсай – живым произведением искусства, таким же образом, как ухаживают за другими горшечными или комнатными растениями – тоже не получится. Бонсай требует особой заботы, особых инструментов, особых условий содержания.

Можно, конечно, приобрести уже готовое растение, искусно выполненное мастером бонсай. Однако это тоже не так уж просто даже в тех странах, где есть соответствующий рынок и ассортимент. По сравнению со спросом количество предложений настоящих бонсай не так уж много. Питомники, специализирующиеся на их производстве, на самом деле выращивают то, что называется потенсай (potensai) – потенциальный бонсай. То есть это лишь первоначально сформированные для бонсай растения – они требуют последующей постоянной работы с ними. Зато успех в этом деле вознаграждается сторицей. С каждым годом бонсай в руках опытного мастера или энтузиаста-любителя становится все совершеннее, и его ценность возрастает.

Понравилось? Обязательно подпишитесь на нас в OK, VK, Дзен и FB

Источники:

http://bonsay.ru/vse-o-bonsay/rubriki/istoriya/
http://izent.ru/posts/mirskoe/etno/80/Iskusstvo_Bonsaj
http://www.supersadovnik.ru/text/iskusstvo-bonsaj-1001740
http://sadogorod.club/tradicionnoe-japonskoe-iskusstvo-bonsaj-derevo-v-ploshke/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector