Сам делает вот такие вот гусли.

Гусли своими руками

Вот и мой первый пост на Пикабу! 🙂 Хочу поделиться одним из своих увлечений — делаю гусли и кантеле.

О конструкции инструментов узнавал из статей в интернете, фотографий и видео. Далее выкладываю поэтапное изготовление одного из последних творений.

Разметка будущих гуслей на доске.

Отпиливание всего лишнего, просверливание отверстий под колки.

Выборка резонаторной полости.

Вырезание открылка и резонаторных отверстий, обработка внутренних стенок корпуса морилкой (потом не залезешь).

Следующий этап-изготовление деки, которая закроет резонаторную полость. Делал я ее из той же доски, лишнее дерево убрал электрорубанком, оставив толщину 6 мм. Я забыл сфотографировать этот этап, к сожалению.

Далее дека покрывается морилкой с внутренней стороны, приклеивается к корпусу, инструмент шлифуется и уже весь обрабатывается морилкой. Вставляется струнодержатель (я сделал его из гвоздя).

Изготовление колков и ключа для настройки из березы.

Завершающая часть — установка колков и струн. Строй инструмента (от самой длинной к самой короткой струне): G A C D E F G A Bb C D (вдруг кому-то интересно).

Напоследок выложу некоторые инструменты, которые сделал за 2 года.

Спасибо всем, кто прочитал! :3

Тот самый редкий случай, когда автор не запостил баян, но сам стал баяном!

Баян/боян — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец».

Гусли. Круто. В садике на них играл.

А для чего площадка за колками? какую функцию выполняет?

понятно, спасибо за ответ.

А почему именно деревянные колки? Ведь резонней использовать заводские для гитары.

Для антуража, удобства, цены или требование звука?

Спасибо за ответы))

А что по звуку, получается прям как настоящие гусли, или на них вообще играть нельзя?

То есть вы делаете полноценные музыкальные инструменты. О-Ф-И-Г-Е-Т-Ь.

P.S. Чтобы прикрепить видео надо 150 рейтинга, но с вашими золотыми ручками у вас его скоро будет миллионы.

P.S.S. А есть видео самого процесса создания и настройки инструмента ?, если нет , снимите пожалуйста, сам процесс, есть множество людей которые ценят видео такого рода.

«Беру тюнер, с помощью ключа кручу колок, струна натягивается до нужной ноты.»

— суть не в этом, а в том что вы сделали настоящие гусли которые звучат точно также как с завода

Про изготовление на заводе я сказал, так к красному словцу.

@777sigma , автор скинул мне звук в почту. Это круто! Не умею сам прикреплять звук в комменты, а то б закинул))

Осторожнее с таким производством 🙂 , в недалеком прошлом РПЦ устраивало гонения на гусляров и сказителей, уничтожало гусли.

Поиск в яндексе «РПЦ уничтожало гусли» — 66 млн. результатов.

Сожгут еще как врага народа 🙂

Исследователи, изучающие историю православия на Руси, обнаруживают необъяснимый феномен — негативное отношение церкви к традиционному славянскому музыкальному инструменту, к гуслям. Вот например из 12-го века:

— проповедник Кирилл Туровский грозит муками тем «кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки».
— в требнике 16 века среди вопросов на исповеди есть такие: «ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?».
— игумен Памфил ругал псковичей за то, что «они во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным».

Гнали-то гнали на крыловидные и лировидные. А меж тем у самой церкви появились псалтырные гусли, на которых игрался аккомпанемент под духовные стихи. Ассимиляция 🙂

Гусли. Инструмент гармонизации Вселенной

Гусли – уникальный инструмент русского музыкального народного творчества

Гусли – уникальный инструмент русского музыкального народного творчества. Они имеют необычную форму и древнейшее происхождение. Упоминание о гуслях есть в старинных былинах, легендах, эпосах. Каждому из нас знаком этот инструмент из сказок, песен, поговорок.

В «преданьях старины глубокой» говорится, что ни одно событие, будь то свадьба или похороны, княжеские или бедняцкие застолья, семейные или общегородские мероприятия не обходились без сопровождения мелодичного звучания гуслей. Гусли – это символ Руси, национальная гордость и отражение русского характера, сильного и чувствительного, загадочного и открытого. Уникальный инструмент воспевали поэты, запечатлевали художники, даже современная кинематография не нашла ничего более подходящего для музыкального сопровождения, чем чарующие, щемящие звуки гуслей на фоне непередаваемых красот природы России.

Любослав — »Помолюсь я за Россию»

Гусляры на Руси ценились и почитались, они умели извлекать из самобытного инструмента звуки, которые слушателей завораживали и опьяняли, заставляли пуститься в безудержный пляс или замирать от невыразимой грусти. Переливы нежные и мелодичные, как перезвон колокольчика или журчащий говорок ручейка несут в душу покой и умиротворение.

Музыкальная легенда есть в составе почти каждого современного оркестра. Интерес к старинному инструменту нисколько не угас, наоборот, стал гораздо выше. Гусляры, бережно хранящие традиции древнего песнопения, в общем музыкальном звучании выделяются неповторимой колоритной изюминкой и чудесной, завораживающей трелью.

Современные гусли значительно видоизменились по сравнению со старинным первоначальным строением. Теперь это не только щипковый инструмент, но иногда и клавишный. Разновидностей гуслей тоже стало больше: крылообразные, лировидные, шлемообразные, стационарные.

Александр Суботин — Поглажу ладошкой землю свою

Когда были созданы гусли?

С детства все слышали про гусли. Что такое они собой представляют? Это необычный старинный музыкальный инструмент. В прежние времена звуки его часто были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз гусли упоминаются в 591 году. Но более точной даты создания этого музыкального инструмента нет ни в одном источнике

Немного истории

Гусли – что такое? Это музыкальный старинный щипковый инструмент. Но когда он появился – не известно. Есть множество версий. Одна из них – гусли образованы от старинного музыкального лука. Это был народный инструмент, довольно примитивный и известный почти во всех странах. В подтверждение этой версии можно добавить, что струна такого музыкального лука называлась «гусла».

Но, как и сказано выше, это лишь одна из множества гипотез.гусли что такое В девятом веке игрой на гуслях славяне удивляли византийских царей. В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Названия гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Например, мастера отдавали предпочтение клену Явор. Но когда начали натягиваться струны из металла, гусли (фото их есть в данной статье) стали называться «звончатые»

Непростая и интересная судьба музыкального инструмента

Судьба и история «роста» гуслей тесно связана с эпической и народной традицией. Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями. Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Но через некоторое время гусляры (или гуслисты) начали подвергаться гонениям.

Читать еще:  МНОГИЕ ЖАЛУЮТСЯ НА ДЛИТЕЛЬНЫЙ КАШЕЛЬ

И не последнюю роль сыграли нелестные песни о существовавшей тогда власти. Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием

Описание гуслей

Археологи до сих пор находят старинные русские гусли, которые датируются 11-13 вв. Инструменты были найдены в Польше и России. Все гусли имеют общие детали: струны, колковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Но форма и расположение могут быть разными.

Виды гуслей

Кроме трех видов щипковых инструментов, появились современные клавишные, на которых установлена механика. При нажатии открываются струны, и можно быстро подобрать нужный аккорд. Игра на гуслях стала значительно проще. А все старинные инструменты разделены на несколько видов: Шлемовидные. Название было дано по внешнему виду инструмента.

Таких находок у археологов мало. Большинство из них – Новгородские. Существование шлемовидных гуслей в старину подтверждается и изображениями в храмах. Но история этого инструмента была недолгой. Вскоре он претерпел внешние изменения и получил другое название. Такие гусли стали отдельной разновидностью музыкального инструмента. Иначе шлемовидные гусли назывались «псалтырь». Они были тесно связаны с духовенством, так как часто звучали в храмах.

Гусли без открылка.

Со временем в гуслях исчезло игровое окно. Такой вид инструмента сохранился и до наших дней. Такие гусли – отдельная разновидность. Иначе их называют кантеле.

Крыловидные гусли (фото их есть в данной статье).

Это инструмент с открылком (иначе кокле). Открылок – тонкая частица в корпусе, дополнительная «площадка», отражающая звук. Она выступает за колковый ряд. Такие гусли были распространены с 14-15 вв. и встречаются чаще, чем другие виды инструмента. А название «крыловидные» было дано гуслям из-за внешней формы. Они были популярны в районах, граничащих с Финляндией, Прибалтикой и Карелией.

Столовидные (щипковые).

Эти инструменты намного сложнее звончатых с металлическими струнами. Их на столовидных может быть натянуто от 55 до 66 штук. Сначала звукоряд был диатоническим, затем появились гусли хроматические. У них струны опущены немного ниже, чем на щипковых инструментах. Благодаря этому изменению стали доступны сложнейшие многоголосные произведения.

Гусли в современное время

Гусли – что такое? Это древний легендарный музыкальный инструмент. В современное время он находится почти в каждом оркестре. Голос гуслей придает общему звучанию неповторимый колорит и изюминку. Интерес к этому музыкальному инструменту в последнее время значительно возрос. Появились современные гусляры, стремящиеся возродить древние традиции и песнопения.

Как играли на гуслях?

Гусли звучали громко, но очень мягко. Это обеспечивали жильные струны. На гуслях музыканты играли, сидя на чем-нибудь твердом. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном. Вершина опиралась на грудь музыканта. Часто гусляры играли стоя. Некоторые мастера умудрялись даже приплясывать во время извлечения звуков из инструмента.

Игра на гуслях – настоящее мастерство.

У современных гуслей, имитирующих старинные, струны металлические, от пяти до девяти по количеству. Расположены последние раздельно. Музыканты играют сидя, прижимая гусли к животу. Вправо обращена узкая сторона инструмента, а влево – широкая. В пальцах правой руки находятся щепка, медиатор, перо или косточка. Ими и извлекают звук из струн. Причем затрагиваются все одновременно. А пальцы на левой руке приглушают слишком громкое звучание.

Мастерские и фабрики

Гусли – музыкальный инструмент, для изготовления которого больших фабрик практически нет. Существуют только маленькие мастерские, которые создаются в деревнях истинными любителями старины. Поэтому каждый экземпляр гуслей по старинному типу становится практически уникальным и неповторимым творческим образцом.

Русские гусли звучат над Балтикой

Гусли – инструмент гармонизации Вселенной

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент, божественный инструмент.

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука ГУ и движения ГУ, созидают третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир.

Гусляры подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых еще называли скоморохами («скомрат» на санскрите — вестник, посланец), говорили: ИДУЩИЕ СО СВЕТОМ ПО СВЕТУ.

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, гусляры остались непобежденными, коль скоро даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерватории в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Гусли-самогуды

Марийская сказка

В одном лесном марийском илеме жила-была женщина Окалче. И был у нее сын Эчан. Отец его долго был в солдатах. Вернулся домой нездоровый и вскорости умер. Все мужские заботы по хозяйству взял на свои молодые плечи сын. Случалось, он и на охоту ходил…

— Молодец, сынок, хороший ты мне помощник, но вот беспокоит меня твоя охота. Увидишь на дальнем озере утку с золотыми крыльями — смотри не убивай ее. Много горя и тяжких испытаний она принесет тебе, — часто говорила мать, провожая Эчана на охоту.

Но, как известно, запретный плод сладок. Чем чаще предупреждаешь молодость не делать тот или иной неверный шаг, тем ей скорее хочется сделать его. Так и Эчан. Он кивал головой в знак согласия, а когда выходил на охоту — дорога неизменно приводила его к дальнему озеру.

И вот однажды, когда только-только прошла большая гроза и над лесом коромыслом повисла разноцветная радуга, Эчан снова пришел к берегам дальнего озера. Но что это? В камышах, недалеко от берега, увидел он утку с золотыми крыльями.

Долго целился Эчан, солнце глаза слепило, но стрела, пущенная умелой рукой, не промахнулась.

«Ну, теперь я богатый, — думал Эчан. — Продам утку — и куплю целый руэм земли, наряды хорошие закажу и пошлю сватов к любимой моей — красавице Пампалче».

А в городе как раз была объявлена весенняя ярмарка. Недолго стоял Эчан со своим невиданным товаром. Подошли к нему подручные лужавуя той округи и повели в богатый расписной шатер. Лужавуй поднялся навстречу и громко, торжественно произнес:

Читать еще:  ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОДКОРМКИ ДЛЯ РАССАДЫ И КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ.

— Да, не зря говорят мои подчиненные — хороший ты охотник. Вот какую добычу принес мне.

Хотел было Эчан признаться, что совсем не подношение это, что ясак они с матерью уплатили вовремя, но лужавуй и слова ему не дает сказать.

— Передай матери, что теперь я ее всегда буду помнить и внукам, правнукам оставлю завет не давать в обиду семью ее и весь ваш род. Садись со мной, юноша, отведай-ка золотой медовухи…

Помнил Эчан, возвращаясь домой, что лужавуй обещал прислать ему грамоту на руэм земли. Но когда он нее рассказал матери, та закручинилась:

— Ох, милость богатого хозяина — до поры! Не к добру его обещания. Зачем ты ослушался меня?

Скоро пришли к ним подручные лужавуя и снова забрали Эчана с собой.

Опять принял хозяин Эчана ласково и произнес:

— Я помню, Эчан, что обещал тебе земли руэм, но мне сказали, что где-то за нашими полями и лесами драгоценный камень лежит. Кто, как не ты, мой лучший охотник, найдет и принесет мне его.

Хотел было Эчан напомнить, что свое первое обещание лужавуй не выполнил, но тот опять слова не дает сказать, садит за стол, зовет виночерпия…

Помнил Эчан, возвращаясь домой, что лужавуй обещал ему два руэма земли. Все рассказал он матери, а та опять закручинилась:

— Вот и увидел ты, сынок, хозяйскую милость. Что я говорила тебе? И зачем ты убил утку с золотыми крыльями? Ну ладно. Я знаю одну добрую старушку. Живет она далеко-далеко, на краю земли нашей. Многих она выручала. Может, и тебя выручит.

Собрала мать котомку, обняла сына и долго махала ему вслед рукой. Долго ли, коротко шел Эчан — неизвестно. Но то, что был он у той доброй старушки, истинная правда, потому что сам Эчан передал людям своего илема такие ее слова:

— Да-а! Частенько наведываются ко мне бедные люди. И у всех у них одни просьбы: указать, где земля хорошая, вольная, где нет богатых да жадных господ, где правда живет. А твоя просьба — первая. Я знаю, где-то озеро, на дне которого лежит сундук, а в том сундуке — другой сундук. И вот в этом сундуке лежит тот драгоценный камень. — Старушка махнула рукой — прилетела белая гусыня. — А вот эта добрая вещунья укажет тебе дорогу к озеру. Куда она полетит — туда и иди…

Радостный возвращался домой охотник Эчан: теперь-то у него будет два руэма земли. Теперь-то скоро справит он веселую свадьбу…

Но лужавуй опять, как и в прошлый раз, не выполнил обещания. Взял драгоценный камень и пригласил Эчана за стол, позвал виночерпия.

Самый лучший ты мой слуга, — начал лужавуй льстивую речь. — Прослышал я, что далеко-далеко, не в наших пределах, живет хороший мастер. Он делает гусли, которые сами играют. Достанешь мне такие гусли — три руэма получишь.

Эчан начал было говорить про свою Пампалче, просвадьбу, но лужавуй опять за свое:

— Такой молодой джигит! Невеста в разлуке полюбит крепче. Да и жениться рано — какой резон? Погулять- походить надо молодому джигиту по белу свету, пока не попал он в тенета семейные…

Помнил Эчан, возвращаясь домой, что лужавуй обещал ему три руэма земли. Все рассказал он матери, но та тяжело вздохнула:

— Понял теперь, сынок, как неблагодарна служба у богатого… И зачем ты убил утку с золотыми крыльями! Гусли-самогуды никто еще не приносил в нашу страну, да и те, кто ходил за ними, сами не возвращались. — Мать обошла сына три раза, взяла несколько волосков с его головы и сказала: — Ну что же, сынок, дал слово — надо держать. И я, и твоя любимая Пампалче будем ждать тебя. Иди, попрощайся с ней.

Пампалче упала на грудь Эчану, крепко поцеловала и подала вышитый солык³. А на нем — родные края, березоньки по-над узкой речушкой…

— Возьми, любимый! В этой роще мы часто встречались с тобой. Вышивала я солык к нашей свадьбе… Я тебя буду всегда ждать…

Поднял Эчан котомку с пирогами да творожниками и отправился в путь. Снова он зашел к доброй старушке и рассказал ей обо всем.

— Да, Эчан, нелегка эта задача. Вместо благодарности посылает тебя лужавуй на смерть. Ну ничего. Вот тебе сорок свечей. Придешь к мастеру, будешь ему освещать, смотри не усни. Как только уснешь — он убьет тебя. Но ты положи на колени подарок своей любимой и все гляди на него. Тогда не уснешь и гусли-самогуды получишь. А с гуслями никакой лужавуй тебе не страшен будет. Только скажи: «Играйте, гусельки». А коль остановить их захочешь — скажи: «Хватит».

Долго ли, коротко шел Эчан, но пришел наконец к дому мастера. Тот его принял радушно и сразу принялся за работу.

Десять свечей сжег Эчан, двадцать, клонит его ко сну, но он все неотрывно смотрит на подарок Пампалче. Вот мастер настраивает гусли, Эчан забылся-заслушался и незаметно уснул. Мастер поднял острую саблю… Но тут взгляд его вдруг упал на вышитый солык. Красота и тонкость работы покорили мастера. Он разбудил Эчана…

— Счастливый ты, о юноша. Ты первый, кто уйдет отсюда живым. Ничто меня так не гневит, как сон одного, когда другие работают. Но это полотенце… Где ты взял такую чудесную вышивку?

— Его мне подарила моя любимая. Да, наши девушки- марийки вышивать мастерицы. Приходите к нам в гости — милости просим.

Получил Эчан гусли-самогуды и, счастливый, вернулся домой. Но тут он узнал о великом горе: лужавуй взял его Пампалче и объявил своей наложницей. Пампалче отказалась быть одной из жен лужавуя, и он посадил ее в темницу.

Зашел Эчан к лужавую в дом и сказал: «Играйте, гусельки!» Вся дворня, все подручные и советчики лужавуя, да и он сам, пустились в пляс и никак остановиться не могут.

— Хватит мучить меня, Эчан, — взмолился хозяин. — Я даю тебе три руэма земли, забирай свою Пампалче, только уйми эти окаянные гусли, пусть они не играют.

Читать еще:  Только у зимнего чеснока начинают появляются стрелки, у многих дачников возникает вопрос — обрывать ли их

— Я прикажу гуслям не играть, но ты отпусти всех наложниц и обещай не брать больше с наших людей ясак.

— Все обещаю — слово лужавуя.

— Хватит! — сказал Эчан, и гусли-самогуды смолкли.

Встретился Эчан с Пампалче, скоро они вместе вернулись домой.

Гремели барабаны, гудели волынки, но особенно весело играли на свадьбе Эчана и Пампалче гусли-самогуды. И пришел, говорят, на ту свадьбу мастер, нашел себе молодую хорошую мастерицу-марийку да с тех пор так и остался жить в наших краях.

Не зря же гусли наши марийские по всей земле славятся.

Сам делает вот такие вот гусли.

священный славянский инструмент

© Виталий Шурыгин, 2015

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Эта работа была написана мной более 10 лет назад. В 2005 году она была выложена в интернет. В интернете сейчас уже есть довольно много материала про гусли, есть статьи, книги, объявления мастеров о изготовлении и продажи гуслей. Играет на гуслях и делает их, и сам автор книги. Так что желание внести в труд небольшие изменения и дополнить иллюстрациями в виде моих музыкальных инструментов (как изготовленных мной, так и из моей коллекции), и побудило издать её отдельной книгой.

Кто не знает, что такое гусли? Этот древнейший и самый, что ни на есть традиционный русский народный музыкальный инструмент.

На Руси гусли звучали на боярских и княжеских пирах, крестьянских братчинах и в повседневном быту, на торжественных церемониях и языческих игрищах, скоморошьих потехах, на свадьбах и тризнах.

Вот знаменитая картина Васнецова «Баян», написанная им в 1910 году

На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович, новгородский гость Садко.

Поэты, воспевая подвиги героев и богатырей, исполняли свои произведения, играя на гуслях «Боянъ бо въщии, аще кому хотяще пъснь творити… своя вещия пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху», – говорит нам о таком певце «Слово о полку Игореве».

А это то же Васнецов, картина «гусляры», написанная в 1899 году.

Звучат гусли и в народных песнях и сказках («гусли – самогуды»).

При упоминании слова «гусли» мысленно все представляют себе инструмент в виде плоского ящика в форме крыла ли, шлема или усеченного треугольника с натянутыми на нем струнами.

Но у сербов и хорватов гусли (gusle, gusla, gusli) – это однострунный смычковый инструмент, звуками которого сопровождают эпические сказания местные народные певцы. А у чехов (gosli) и словаков (housle, husle) гусли – это скрипка или скрипкообразный смычковый инструмент. То же и у поляков (gesli).

Как же объяснить, что такие разные музыкальные инструменты имеют одно название?

Объясняется все просто. Гусли – инструмент «струнный» и все они имеют одну общую черту, а именно – струны. Так что «гусли» – слово во множественном числе и означает совокупность струн. Струна – гусль, а много струн – гусли.

Гусль (гусли) в смысле струны происходит от старославянского густи (гудеть). Гусли, гудки и другие струнные инструменты по народному выражению гудят (гудут). Гудением, гудьбой в старинных письменных памятниках называется звук именно струн. Неважно, как извлекается звук, посредством ли пальцев, плектора, или же ведением по ним смычка. Игрец на струнном инструменте называется «гудцом» – «И гласъ слышахъ гудецъ, гудущихъ въ гусли своя».

Гудцом киевским называется в «Задонщине» Баян, уже известный нам по «Слову о полку Игореве». «Ижи басни баютъ и въ гусли гудутъ», – читаем мы у Кирилла Туровского (XII в.). «Гудьца и свирця нъ уведа у домъ свой глума ради», – поучает Григорий Черноризец (XIII в.), делая при этом явное различие между игрецом на струнных инструментах (гудцом) и таковым же на духовых (свирцом).

Так что первоначально у славян гусли – это родовое название для струнных инструментов, без видового их различия, а потом уж пошло разделение на гудки – смыки (от «смычок») и собственно гусли.

Впервые их упоминание в истории мы встречаем в VI в. Византийский писатель Феофилакт Симокатский рассказывает, что телохранителям царским в 591 году попалось трое славян, не имевших при себе никакого оружия, но только «кифары». Сами славяне говорили, что «кифары» имеем при себе для того, что не обыкли носиться с оружием, «играем на „лирах“, потому что не умеем играть на трубах». Славянские инструменты VI века, названные Феофилактом греческими именами «кифары» и «лиры», естественно чем-то напоминали греческие струнные инструменты, наивно ждать упоминания слова «гусли». Оно прозвучит впервые только в Новгородской Первой летописи в 1068 году.

Гусли, а так же кюсле, крезь, коклес, кантеле прочие гуслеподобные инструменты балтов и финно-угров имели форму крыла – северный, «новгородский», прибалтийский тип, или шлема (усеченного треугольника, псалтыри*) – южный, «киевский» тип. Естественно, они имели множество видов, впрочем, сводимых в рамки этих двух типов.

Корпус выдалбливался из дерева (на севере это ель или сосна), сверху покрывался тонкой декой с резонаторным отверстием, над ней натягивались струны.

Вот он на фото (работа автора).

Струны первоначально могли быть волосяными, льняными, кишечными, но в былинах они уже металлические, «звончатые», и могли «перержаветь». Количество струн от 3—5 у самых ранних гуслей (самые ранние гусли, что были найдены при раскопках в Новгороде, относятся к XI веку и имели пять струн, столько же струн имеет и кантеле в «Калевале») до 9—15 и более. Кстати, 3 струны у гудка, и на нем можно играть как смычком, так и руками.

Играли на гуслях обычно сидя, держа инструмент на коленях.

Богатый иллюстративный материал дали нам археологические раскопки в Новгороде, именно благодаря им мы могли впервые увидеть древнерусские гусли (правда только «крыловидные») не на рисунках, а воотчью. Все инструменты (и их детали) найдены в культурном комплексе XI – XIV вв.

Б. А. Колчин в своей статье «Гусли древнего Новгорода», говорит о шести гуслях; трое из них были 4-струнные, одни 5-струнные, еще одни 6-струнные и, наконец, 9-струнные.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источники:

http://pikabu.ru/story/gusli_svoimi_rukami_5497629
http://wowavostok.livejournal.com/13416974.html
http://miniskazka.ru/mirov_sever/gusli_samogudy.html
http://www.litmir.me/br/?b=429556&p=1

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector