Природное освещение.

Природное освещение

В ясную погоду основными источниками света являются солнце и небо. Спектральный состав прямого солнечного света зависит от положения нашего светила относительно горизонта, так как атмосфера поглощает коротковолновые (сине-фиолетовые) лучи больше, чем красные. По мере подъема над горизонтом солнце из красного становится в зените бело-желтым, цветовая температура повышается с 2200 °К до 5700 °К. Цвет неба зависит от многих факторов и изменяется от голубого до синего, цветовая температура соответственно увеличивается от 104 до 3 х 104 °К.

Тени, которые освещаются преимущественно голубым небом, кажутся холоднее светов (освещенных участков) под желтым солнцем. Синие тени и желтые света дополнительно увеличивают контраст изображения. Днем в пасмурную погоду и при солнце в дымке разница в окрашивании света и тени мало заметна (цветовая температура около 5500 °К и 7000-8500 °К соответственно).

Солнце на рассвете или при закате стоит над горизонтом под углом 0-6° и дает резкий контраст светотени. Освещены только вертикальные поверхности предметов, прямой солнечный свет окрашивает их в красный цвет, тени черные, другие цвета приглушены. Такое положение солнца подчеркивает рельеф местности и подходит для съемки пейзажей, тихой глади воды при встречном свете. Для съемки людей крупным планом подобное освещение непригодно, особенно неприемлем боковой свет из-за чрезмерного контраста. Вечер — хорошее время для съемки городских пейзажей, так как при еще достаточном свете на улице уже зажигаются окна домов.

Низкое солнце (13-15° над горизонтом) утром, вечером или зимним днем дает резкое отличие в освещении горизонтальных н вертикальных поверхностей. На свету предметы окрашиваются в оранжево-желтые оттенки, а тени — в синие (цветовая темцература солнца — 2500-3500 °К, неба — более 15 000 °К). Контраст высокий, цветопередача искажена. Освещенная часть лица приобретает золотистый теплый оттенок. В крупных планах полезна подсветка встроенной лампой для выравнивания освещенности теневой части до уровня яркости неба и коррекции ее цветности. Для съемки дальних планов больше подходит утреннее освещение, а не вечернее, так как воздух после жаркого дня становится менее прозрачным. Низкое солнце в пасмурную погоду не дает теней и для съемки едва ли пригодно.

Универсальным освещение бывает, когда солнце светит под углом 30-60°, свет белый, цветовая температура — около 55 000 °К. В это время освещенность горизонтальных и вертикальных поверхностей примерно одинаковая, и цветопередача освещенных участков наиболее удачная. Тени голубые, в нужных местах их можно смягчить отражающими белыми экранами на подставках. Можно снимать и людей, и пейзажи.

Солнце в зените мало пригодно для съемки, так как освещаются в основном горизонтальные поверхности. Но только такое естественное освещение и бывает в лесных чащах, глубоких карьерах, дворах-колодцах. Здесь требуется фронтальная подсветка и подсветка снизу, удовлетворительные результаты получаются при съемке на светлом песке или на снегу.

В солнечный день под сенью деревьев образуется множество световых пятен и бликов, из-за чего контраст становится запредельным. По этой причине снимать в парке или в лесу лучше пасмурным днем или при солнце в дымке. Место для съемки желательно выбрать на поляне, чтобы в кадр попал хотя бы небольшой участок неба.

Дневное «солнце в молоке» (небесная дымка), высокие перистые облака или яркое пятно вместо солнца за сплошными неплотными облаками — идеальное освещение для съемки. Свет и тень белеют, значит, получаются и наилучшая цветопередача, и мягкая светотень. Освещенность в ото время уменьшается в два раза, и светочувствительная матрица видеокамеры дает наилучшее разрешение, ведь избыточная освещенность матрицы приводит к растеканию электрических зарядов фотоэффекта и, следовательно, к потере четкости изображения.

Рваное предгрозовое небо, когда из-за темных туч пробивается яркое солнце, может стать отличным, но непредсказуемым освещением для разворачивания драматичных событий. Пейзажи приобретают внутреннюю напряженность. Солнце за плотной тучей при голубом небе дает тусклый и рассеянный свет, в котором исчезают тени, предметы становятся плоскими. Такое освещение не слишком хорошо для съемки.

Пасмурный день не дает теней, контрастность очень низкая, цветовая температура более 6500 °К, цвета блекнут. Изображение получается плоским, необходимы дополнительные средства для подчеркивания объема и формы предметов. Освещение подходит для съемки людей крупным планом, но при этом желательна боковая направленная подсветка, особенно для плоских лиц, нужны цветовые контрасты. Яркая теплая подсветка встроенным осветителем даст эффект съемки при заходящем солнце

Естественный свет в доме. Стратегии природного освещения

Экологичная усадьба: В наши дни люди возвращаются к идеям близости с природой, к экологически чистым материалам и условиям жизни, и стремятся использовать природное освещение по максимуму.

Освещение дома солнечным светом

Отношение человека к природному освещению в жилище не раз менялось в ходе исторического развития – были времена, когда свет в доме зависел исключительно от природных явлений – солнца и огня. В прошлом веке ситуация была обратная – свое жилище и его интерьер принято было скрывать от солнечного света и от взглядов за плотными портьерами и тюлем в несколько слоев. Но в наши дни люди возвращаются к идеям близости с природой, к экологически чистым материалам и условиям жизни, и стремятся использовать природное освещение по максимуму.

Читать еще:  ОТЛИЧНЫЙ САМОДЕЛЬНЫЙ СОСТАВ ОТ БОЛЕЗНЕЙ РАСТЕНИЙ!

Одна из причин интереса к освещению своего дома солнечным светом понятна – это растущие цены на энергоносители. Поэтому эргономичный проект и дизайн дома активно направлены на снижение потребления электроэнергии. Очень эффективный способ сэкономить – использовать солнечный свет для освещения жилья. Солнечная энергия вносит в жилище не только уют и здоровье жильцам, а еще и позволяет экономить на электричестве немалые средства – от 40 до 75% потребления ежемесячно.

О влиянии солнечного света в доме на здоровье говорят и современные науки – о биоритмах человека, звучащих согласно Солнцу и вращению планеты, а также от качеств естественного света – его мощности, направления, цвета. О целебном воздействии солнечного света в жилище знали и древние архитекторы, строившие здания с определенной ориентацией по сторонам света.

Современный дом должен быть построен согласно требований к освещенности:

  • Два часа тридцать минут каждые сутки – это минимальное время для присутствия прямого солнца в жилых комнатах все три солнечных сезона – весну, лето и осень. Данный минимум времени проект дома должен обеспечить, используя планировку и объемные решения, а также ориентацию здания.
  • Хорошо освещаться все комнаты в доме не могут – это нереально, и обязательно есть помещения, выходящие на север и запад. Но 60% жилых помещений дома должны иметь хорошее солнечное освещение.
  • Площади светопрозрачных оконных заполнений должны составлять не менее 20% от площади пола.
  • Окно располагается на определенной высоте относительно потолка. Верхняя граница оконного проема должна находиться от уровня пола не ниже, чем на 190 см. Высокие комнаты требуют и высоких окон.
  • Максимальное расстояние между оконными проемами = 150 см. Максимальное расстояние от оконного проема до поверхности стены, расположенной напротив окна = 600 см.
  • Все комнаты дома не могут выходить на восточные и южные стороны с хорошей инсоляцией. Поэтому приоритеты устанавливают для помещений с наибольшей посещаемостью. Детская комната, гостиная и рабочий кабинет располагаются в зонах здания, имеющих наибольшую освещенность.
  • В комнатах имеются функциональные зоны – например, это поверхность обеденного или рабочего стола, игровые места для детей. Зонирование помещений также служит световому принципу – наибольшая освещенность нужна рабочим зонам, а места для отдыха могут располагаться и не в самой светлой зоне комнаты.

Тактические задачи для обеспечения освещения жилища солнечным светом

Основные виды и способы организации естественного освещения:

  • Классические оконные проемы обеспечивают проникновение света по всему контуру дома – боковое освещение
  • Освещение сверху – свет попадает в дом через кровельные конструкции и оконные проемы с увеличенной высотой и/или расположенные в верхних уровнях стен
  • Для помещений больших площадей и глубины: обеспечивают двусветным освещением, располагая оконные проемы особым образом – ярусно

Данная тактика имеет приложение только на проектных стадиях, при разработке объемно-планировочного решения дома, когда выбираются конструкции и назначаются линейные размеры и габариты помещений. Если дом уже построен, тактику «пути к Свету» придется усложнить:

  • Если имеется нехватка солнечного света, то оконные проемы возможно увеличивать по площади. Возможно и делать новые проемы, при условии проверки конструкций на несущую способность, поскольку окна придется прорезать в наружных стенах. Если дом каркасный, задача немного упрощается. Возможно, потребуется усиление стен на участках новых оконных проемов.
  • В комнатах активно используют отраженный свет, увеличивая площадь отражающих поверхностей. Зеркала, полировка и глянцевые отделки мебели и стен отражают свет под разными углами и усиливают общую освещенность. Блестящий пол может направить свет из окон на светлый потолок, а от многоярусного потолка рассеивание света по помещению будет еще эффективнее. Отражающие способности отделок стен, пола и потолков нормируются: коэффициент отражения для стеновых поверхностей равен 65-70%; для пола около 40%; для потолков отражение должно быть наилучшим – не менее 80%.
  • Светлые отделки, оттенки и мебель, весь интерьер комнаты решает задачу освещенности – чем больше светлых тонов, тем визуально помещения кажутся светлее. Физический аспект тоже есть – количество отраженного и рассеянного света увеличивается, если окрасить стены в светлые оттенки, причем теплые тона кажутся ярче.
  • Сад и кусты сирени за окнами не всегда возможны. Если света мало, то от закрывающих окна веток приходится избавляться.

Привлекая в дом солнечный свет в целях экономии и максимального уюта, следует помнить о дозировке – солнечные районы и без того обеспечивают в жилье очень много света, с сопутствующим нагревом. Но если комната получилась слишком сильно освещенной, глянцевые поверхности создают дискомфорт, сверкая лучами полуденного солнца в глаза, можно решить проблему просто. Обычные жалюзи или портьеры для временного затенения. Особенно хороши разновидности римских штор, дающие возможность закрывать стекла уровнями, сверху или снизу. Общая освещенность будет сохранена, а острых лучей можно избежать.

Природное освещение по сторонам света и его связь с цветами интерьера

Цветовой и световой дизайн тесно связаны. Цветовая палитра для конкретного интерьера выбирается с учетом ориентации помещения по сторонам света. Причем искусственное освещение тоже является необходимостью – в вечернее время, а иногда и в дождливую и снежную погоду. Гармония и связь двух видов освещения позволит не только создать световой комфорт в жилище, но и экономить ресурс светильников. Современные системы «умного освещения» имеют датчики присутствия и сами регулируют освещенность, включая искусственный свет только при реальной необходимости в нем.

Читать еще:  Страшная тайна Гурченко открылась только сейчас! Вот почему ее не отпевали… …

Западная сторона.

Свет приходит во второй половине дня. Вечерний свет имеет более уравновешенную, «завершенную» природу по сравнению с утренним. Оттенки для отделки комнаты с окнами на запад целесообразны в нейтральной палитре. Контраст и тени нужны, но основная линия – спокойная, теплая гамма.

При ориентации окон на северо-запад оттенки выбираются теплее, больше золотистых, желтых и кремовых, немного компенсирующих нехватку солнца. Юго-западное направление предполагает смещение основной гаммы к бирюзовым, зеленоватым и голубым, серебристо-серым и холодноватым пастельным оттенкам.

Восточная сторона.

Утреннее Солнце – самое живое и полезное, самое радостное. Обновление и надежды с первыми солнечными лучами достаются комнатам на восток. Но вечер в данных помещениях может стать весьма мрачным.

Резкость перехода от света к полумраку выравнивают, применяя яркие контрасты теплого и холодного цвета.

Позитивные сочетания дает золотой с сиреневыми, бирюза и чирок с терракотой, коралловыми и мягкими оранжевыми.

Северная сторона.

Холодновато в комнате с окнами на север будет всегда. Свет приглушен, ощущение стабильности, но с оттенком настороженности. Коррекция к позитиву возможна применением горячей гаммы красного – от каштановых и кофейных до оранжевого и желтых. Очень приятны в северных залах яркие насыщенные коричневые цвета.

Немного неожиданно действует белый цвет – он добавляет комнате тепла на уровне подсознательных ощущений, особенно теплые белые – сливочные и кремовые оттенки. Но если все станет «голубым и зеленым» в северной комнате, то такая песня может заставить озябнуть. Светло-голубой и зеленый цвета не для северных помещений.

Южная сторона.

Самые чудесные комнаты, конечно в контексте северных и центральных климатических районов. Южные районы имеют другую специфику, и порой от солнышка там приходится активно защищаться. Но южная комната в центральной полосе России считается лучшей – светлой, теплой и солнечной.

В комнате на Юг нет запретов для цветового оформления, только законы цветовых сочетаний, личные вкусы и авторские предпочтения. Можно все, а коррекцию можно выполнить, установив на окна жалюзи или оформив проем портьерами, фасадными или комнатными маркизами.

Важными факторами светового уюта для вечернего времени будут также правильный выбор и рассчитанная установка светильников, а также выбор лампочек с приемлемой цветовой температурой. опубликовано econet.ru

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Естественное освещение в интерьере: что нужно для комфорта

В прошлом любое пространство находилось в тотальной зависимости от естественного освещения. Было время, когда это вышло из моды и люди прятали интерьер своего дома за многослойными занавесами. Сегодня человечество вновь возвращается к максимально активному использованию природного освещения, ведь оно приносит комфорт и хорошее самочувствие.

К тому же — и это немаловажно! — эффективное использование естественного света снижает потребление электроэнергии на 50–80%. Мы расскажем о том, как «поймать» солнечный свет и сделать его своим союзником.

Естественный свет в комнатах

Циркадные ритмы человека, от которых напрямую зависит наше здоровье, регулируются различными качествами света: его цветом, направлением, количеством. Солнце и вращение Земли — главные дирижеры этого оркестра.

Известный римский архитектор I века Витрувий доказал, что светом можно даже лечить, и настаивал на важности определённой ориентации постройки по сторонам света.

К современным зданиям предъявляют следующие требования:

  • с начала весны до начала осени все жилые комнаты в доме должны получать прямые солнечные лучи минимум 2,5 часа в сутки;
  • 60% комнат в доме должны быть хорошо освещены;
  • площадь окна должна составлять около 1/5 от площади помещения;
  • верх окна нельзя располагать ниже 1,9 м от пола (чем выше потолок, тем выше должно быть окно);
  • расстояние от окна до противоположной стены не должно превышать 6 м, а расстояние между окнами — полутора метров.

Решая, в какой части помещения располагать ту или иную комнату, обязательно учитывайте интенсивность освещения. Так, для детских, гостиных, рабочих кабинетов и других комнат, где мы проводим основное время бодрствования, предпочтительнее выбирать более освещённые помещения, с окнами, ориентированными на юг или восток.

При зонировании комнат уделяют внимание функциональности: рабочие поверхности, письменные и обеденные столы располагают в самых светлых зонах помещения, а вот места отдыха могут быть освещены слабее.

Стратегии естественного освещения

Естественное освещение бывает следующих видов:

  • боковое — проникает через стену по периметру здания, т. е. через обычные окна;
  • верхнее — проникает через окна в верхней части стен или крышу;
  • двусветное — его организуют за счёт расположенных друг над другом окон в больших и глубоких помещениях.
Читать еще:  Ромашки из молочных бутылок

Выбрать ту или иную стратегию освещения можно лишь на стадии проектирования жилища. Однако и с готовым домом или квартирой можно поработать, чтобы уловить как можно больше солнечного света.

  • При нехватке света готовые оконные проемы можно увеличить, и даже прорезать дополнительные.
  • Улучшают освещённость специальные отражающие поверхности, которые направляют свет из окна на потолок, откуда он рассеивается по комнате.
  • Потолок, стены и пол должны обладать достаточными отражающими свойствами: для потолка коэффициент отражения составляет 80%, для стен — 50–70%, для пола — 20–40%.
  • Чтобы помещение казалось светлее, в нем стараются использовать светлые тона: это касается окраски стен, пола и потолков, предметов интерьера.
  • За счёт отражения солнечных лучей освещённости добавляют зеркала и гладкие лакированные поверхности.
  • Следите за тем, чтобы окна не заслоняли густые кусты и ветви деревьев.
  • Если хочется избавиться от прямых солнечных лучей, например, в рабочей зоне у окна, можно занавесить нижнюю его часть. Общее освещение на кухне при этом сохранится.

Не стоит сильно увлекаться в «ловле» естественного света, ведь комната может получиться пересвеченной, а глянцевый пол будет бить по глазам отражённым полуденным Солнцем. Важно выдержать равномерность.

Природный свет, цвет и светильники

Цветовую палитру интерьера рекомендуют подбирать в зависимости от того, на какую сторону выходят окна той или иной комнаты.

Север: здесь всегда несколько приглушённый холодный свет, который можно удачно скорректировать за счёт соответствующих оттенков желтого, красного, оранжевого, коричневого, и, как ни странно, белого. Голубой и зелёный цвет в такой комнате заставят человека зябнуть.

Юг: здорово, тепло и солнечно! Вы можете смело экспериментировать с цветами, а в случае слишком яркого естественного освещения (юго-восточное окно) скорректировать его шторами соответствующей плотности.

Восток: светлое начало дня сменяется мрачным вечером. В таком интерьере уместна комбинация тёплых и холодных оттенков, помогающая выровнять неравномерное освещение. Радостное настроение создадут контрастные сочетания бирюзового и терракотового, сиреневого и золотого.

Запад: Вторая половина дня в такой комнате насыщена светом. Используйте спокойные, нейтральные тона, контрастные цвета. Северо-запад потребует теплых пастельных оттенков золотисто-желтого, юго-запад — серебристо-серого, зеленовато-голубого.

Искусственное освещение должно следовать за естественным и органично его дополнять. Очень удобны системы управления с датчиками освещённости и присутствия, позволяющие включать светильник лишь тогда, когда в нем возникает реальная необходимость.

Не следует забывать и о температуре света, цветопередаче ламп, чтобы в вечернее время ваш интерьер соответствовал своему предназначению и не терял тщательно созданной привлекательности.

Естественное освещение помещений.

Естественное освещение – это освещение, которое образуется в результате направленного или рассеянного света, образованного естественным путем при помощи солнца или неба, проникающего в помещение.

Для расчёта освещенности помещения вы можете воспользоваться калькулятором расчета освещенности помещения.

В результате классифицирования, выделяют три основных вида естественного освещения:

  • верхнее освещение;
  • боковое освещение;
  • комбинированное освещение.

Для поддержания хорошего здоровья человека, в каждом помещении, где находятся люди должно присутствовать естественное освещение, также это регламентирование и санитарными нормами.

Естественное освещение помещений.

Существуют определенные расчеты, по которым определяется уровень естественного освещения, для того, чтобы деятельность человека не имела негативные последствия.

На величину объема, естественного освещения, оказывают достаточно большое количество показателей, среди которых время года, широта местности, состояние погоды и так далее. Поэтому, нельзя определить один показатель, который был бы эффективен в каждой отдельно взятой ситуации.

Значение показателей должны быть равны нормам, которые определены в СНиП II479. Допускается отклонение от стандарта не более чем на 10%, в ином случае необходимо изменение доступа света в помещение или иное пространство.

При определении нормы в расчет не берутся помехи, которые были получены при помощи мебели, деревьев и иных объектов природного или искусственного происхождения.

Главными преимуществами, которыми обладают верхнее и комбинирование освещение является то, что свет распространяется более равномерно по всей поверхности. (картинка №1)

Боковое освещение, в большинстве случаев, находится возле окон и иных местах, где пропускается свет. В результате чего, существует большая разница между освещением вблизи окон и вдали от них.

При верхнем и комбинированном свете коэффициент устанавливает в точках, которые находятся на стыке рабочей поверхности и верикального разреза помещения.

Расчет естественного освещения.

В качестве объективной стороны расчета берется геометрический центр помещения или иного места где будет происходить расчет, на расстоянии одного метра от стены, имеющий источник бокового освещения.

В случае комбинированного освещения, комната должна быть разделена на зоны, в которой в большей степени преобладает каждый из двух видов естественного освещения.

И в каждом из зон должен производиться отдельный расчет естественного освещения.

В случае, если наличие одного естественного света недостаточно и при помощи него нельзя эффективно выполнять какую-либо деятельность, то используется комбинированное освещение, которое представляет собой совмещение искусственного и естественного света.

Источники:

http://m.vuzlit.ru/1016584/prirodnoe_osveschenie
http://econet.ru/articles/177411-estestvennyy-svet-v-dome-strategii-prirodnogo-osvescheniya
http://www.o-svet.ru/blog/natural-light/
http://www.calc.ru/Yestestvennoye-Osveshcheniye-Pomeshcheniy.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: