Китайский сад. Растения.

Сад в китайском стиле: приемы создания гармонии от азиатских мастеров

Искусство Востока привлекает особое внимание ландшафтных дизайнеров своей экзотичностью и неповторимостью. Самобытность китайского стиля объясняется тем, что его формирование происходило в условиях изоляции и под влиянием философских учений. Китайский сад – результат одновременного воздействия буддизма и даосизма. В нем воплощено стремление воспроизвести в миниатюре ландшафты, присущие окружающей природе. Это пейзажный сад, характерной чертой которого является естественная планировка. Общение с природой помогало формированию глубокого внутреннего покоя и умиротворенности, ценность которых проповедовали великие мыслители прошлого Конфуций и Лао-Цзы.

Принципы организации китайского сада

Сады в Китае создавались для того, чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений. В этом обособленном мире должны были отдыхать не только тело, но и душа. Слияние с природой достигалось путем медитаций, прогулок в утренние и вечерние часы, созерцания луны. Такой сад прекрасен в любую погоду.

Три основополагающих принципа, которые используются при создании китайских садов:

  • Сад – воплощение Природы, поэтому спонтанность в нем должна превалировать над очевидностью и геометрической выверенностью форм.
  • Владелец сада воплощает силы Природы, определяя место символических образов в собственной самодостаточной микровселенной.
  • Иллюзия замкнутости микромира достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, когда извилистые тропы и мостики заставляют человека идти от одной части сада к другой дольше, чем необходимо.

Гармония китайского сада достигается взаимной компенсацией воздействия двух стихий: янь (мужской) и инь (женской). Олицетворением янь считается камень, а инь воплощает вода. Камни и вода – обязательные элементы китайского стиля.

Китайский сад даже на ограниченном пространстве может выглядеть целым миром

Привлекательность китайского сада не зависит от погоды или сезона

Символизм воды в азиатской культуре

Вода – постоянная спутница жизни китайцев. Как правило, водную гладь от мира людей в Китае не принято отделать высокими берегами или специальными ограждениями. Вода – неотъемлемая часть быта. К ней может вести небольшая дорожка из крупных валунов, погруженных в грунт. Через водоёмы перекидывали небольшие мостики.

Вода в саду, выполненном в китайском стиле, олицетворяет женское начало – энергию инь

Да и традиционные беседки часто располагали вблизи воды или на островке посреди неё. Особое устройство крыш в чайных домиках позволяло дождевой воде струиться вниз, создавая подобие водопадов.

Использование камней в китайском саду

Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают, проживают свою жизнь и даже обладают магическими свойствами. Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков.

Особенно ценными считаются старые камни, долгое время пролежавшие в воде

Энергетическая ценность каждого камня зависит от его формы, размера, расцветки. Взаимодействие с другими валунами способно усилить или ослабить влияние каждого камушка. Их совместное влияние на органы и здоровье человека должно быть благотворным. Посещая свой сад в китайском стиле, его владелец должен обретать бодрость, здоровье, желание жить полной жизнью.

Обустройство сада в китайском стиле

Существуют определенные атрибуты, увидев которые даже незнакомый с китайским стилем человек безошибочно узнает его.

Садовые стены. Для зонирования сада в Китае часто используют невысокие внутренние стены. Несмотря на то, что сложены они из камня, тяжеловесными их назвать нельзя. Светлый тон стен создаёт эффектный фон для растений сада, а проёмы в них помогают направить взгляд посетителя так, чтобы очередной уголок сада предстал перед ним во всей красе.

Белая стена – отличный фон для садовых растений

Садовые окна и «лунные ворота». Окна – небольшие проёмы во внутренних стенах сада, позволяющие увидеть последующую часть сада в виде картины на стене. Окно может служить обрамлением этого живого пейзажа. Нередко окна украшают кованой решеткой. «Лунные ворота» – отверстия в стене в рост человека. Они бывают разной формы и акцентируют взгляд посетителя, помогая ему выбрать наиболее удачный ракурс для наблюдения.

Окна могут служить обрамлением “картины” сада, кованые решетки украшают окна

“Лунные ворота” позволяют взглянуть на сад в нужном ракурсе

Входные ворота. Этот элемент дизайна тоже традиционен. Деревянные ворота, выкрашенные в коричневый или красный цвет и выполняющие больше символическую функцию, украшены крышей и очень декоративны.

Красные или коричневые входные ворота выполняют больше декоративную функцию

Водоём. В центре даже небольших садов обязателен пруд. Карпы кои, лотосы в пруду и композиция вокруг него – типичный элемент китайского сада.

Пруд – традиционный элемент китайского сада, а рыбки и лотосы в нем неизменно привлекают внимание

Композиции из камней. Большие каменные нагромождения олицетворяют бессмертие. Но можно ограничиться бонсеки – каменной миниатюрой, которая умещается на подносе, водруженном на специальную подставку рядом со стеной.

Композиции из камней могут быть большими и маленькими

Беседки. Изогнутые крыши и богатое украшение беседок не даст усомниться в том, что они – атрибут китайского сада. Используют их для отдыха, чаепития и медитации.

Традиционная китайская беседка – основа стиля

Мостики. Камень, бамбук и древесина – отличный материал для изогнутых мостиков через водное препятствие.

Из бамбука, камня или древесины получаются лаконичные и привлекательные мостики

Китайские фонарики. Кованые или бумажные красные фонарики помещают на стену дома, ими же украшают беседку. Помимо придания особого восточного колорита, они просто участвуют в освещении пространства.

Из бумаги, металла или стекла – фонарики создают настроение

Мощение. Этот прием позволяет органично вписать дорожки в общий ландшафт участка. Часто галькой выкладывают узоры или размещают её волнами.

Мощение из гальки – традиционный китайский прием

Львы. Парная скульптура каменных львов, замерших на страже у входа в сад, помогает владельцам защитить себя от непрошеных гостей и прочих неприятностей.

Китайцы выстраивают свой сад как персональный кусочек рая

Китайцы рассматривали свой сад в качестве уголка рая на земле, а это значит, что он должен быть обособленным и завершенным. Когда есть ощущение, что ни добавить, ни отнять ничего не нужно, наступает состояние защищенности и безмятежности. Тогда одиночество и погружение в собственное мировосприятие воспринимается как благодать.

Ландшафтные компоненты китайского сада

Ландшафтные компоненты китайского сада

Основу сада составляет площадка для медитаций и физических упражнений, рядом с которой располагается небольшой пруд. Водаявляется неотъемлемым элементом китайского сада. В самых знаменитых садах она занимала более половины территории. Водная стихия предстает в двух разных, но равнозначных качествах. С одной стороны, она – зеркало мира, воплощение покоя. С другой стороны, вода – примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Особенно большое значение имеют водоемы в качестве «зеркала небес». Поэтому в центре сада в китайском стиле находится большое озеро. На его волнообразных берегах расположены дорожки, композиции из камней с водопадами и различные здания. Отражающиеся в воде камни и строения являются выражением принципа единства человека и природы. Китайское садовое искусство, как отмечалось выше, находится под большим влиянием идей даосизма и глубоко ими проникнуто. Идеал этого искусства – полное единение человека с природой как предпосылка для исполнения дао. Согласно этому учению, китайские садовые художники стремятся воплотить в садах ощущения и настроения, связанные с определенными временами года, и таким образом усилить их. Так, например, постоянно меняющееся небо, отражаясь в водоемах, становится частью переживания природы.

Камни –один из обязательных элементов оформления любого китайского сада. Они олицетворяют горы, а их расположение, с первого взгляда кажущееся случайным, служит отображением «идеальных» ландшафтов, известных также из традиционной китайской живописи. Горы и вода образуют естественную пару противоположностей, которая в своем гармоничном распределении становится неотъемлемой частью каждого удачного сада. Камни используются рядом со зданиями и на особенно живописно проложенных тропах. По традиции камень считался материалом, сочетающим в себе природные и антропогенные качества, поскольку он создан природой, но поддается обработке человеком. Поэтому камень в китайском саду как бы уравновешивал природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения.

Читать еще:  Подборка ПИРОГОВ с творожной начинкой.

В XII веке мастер Линь Юлинь создал специальный каталог, насчитывавший сотни разновидностей декоративных камней, которые включались в садовые композиции. Камни созерцали, слушали, ощущали. Особым элементом, характерным только для китайской традиции, являлись искусственные горки из камней без применения растительности. В Китае их создание называли «особой наукой», которой занимались целые артели мастеров. Особая тонкость этого искусства состояла в соблюдении гармонии и меры, поэтому не все ценители садово-паркового искусства относились к их проектированию однозначно.

Растения.Традиционный китайский сад отличался богатой и разнообразной растительностью, имевшей, подобно всем элементам сада, как утилитарную, так и эстетическую ценность. Нередко он включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами. Цветы в китайских садах высаживали и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках. Китайский сад не знает лишь травяных газонов: формально выделенное пустое пространство чуждо его эстетическим принципам. Едва ли можно найти китайский сад, где не росли бы благородные породы цветов и деревьев.

В европейских садах цветы зачастую играют главную, солирующую роль. В искусстве Китая то, что мы не можем увидеть глазами, имеет, может быть, более важное значение, чем то, что открывается взору. Все элементы в саду – и растения, естественно, – имеют свой скрытый символизм. Растения – это не просто составляющие китайских садов: каждое из них зачастую несет в себе многоплановую символику и поэтому подлежит тщательному отбору. Так, например, в каждом китайском садовом пруду или озере имеется лотос – символ чистоты. Вечнозеленая сосна – символ благородства, длинной жизни и большого опыта, кроме того, она еще и олицетворяет мужское начало. Вечнозеленую сосну, а также бамбук и абрикос называют в Китае «тремя друзьями зимы». Вишни и ивы – это вестники весны. Грациозные, как танцовщицы, ивы живописно отражаются в воде. Не меньшей популярностью у китайских садоводов пользовался прямой и высокий бамбук – упругий, полый внутри и потому служивший символом живительной пустоты. Бамбук из-за того, что он является вечнозеленым растением, считается символом непреклонности и откровенности. Магнолии символизируют женственную чистоту, красоту и сладость. Магнолия также традиционно – символ достатка. К тому же этот цветок является эмблемой Шанхая.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Подвесные кашпо и напольные вязы могут сами по себе выступать элементом дизайна, а могут и служить для выращивания в них цветов. Позаимствуйте отличную идею у китайских парков: цветник, составленный из растений в керамических горшочках. Просто и быстро.

Почти в каждом китайском саду можно встретить «деревья счастья» – сливу и персик, стройные тополя и бананы. Рододендроны вместе с примулами и горечавкой называют в Китае «тремя любимыми цветами». В мире насчитывается около 800 видов рододендронов, и для большинства из них родиной является именно Китай.

Пионы означают аристократичность, достаток и высокий социальный статус. С одной стороны, этот цветок – символ женской красоты, а с другой – он олицетворяет мужское начало (ян).

Слива по-королевски благородна, элегантна и постоянна. Оно ассоциируется с луной, так как, согласно легенде, именно в тени этого дерева священный заяц приготовил эликсир жизни. Кремово-белые цветки этого растения источают тонкий, похожий на запах жасмина аромат и используются при приготовлении чая, вина, в парфюмерии и медицине.

Как и в китайском пейзаже, цвета садовой флоры довольно сдержанные: внимание наблюдателя привлечено главным образом к форме растений и игре света и тени.

Львиную долю зелени в традиционном китайском саду составляли кустарники. Это могут быть заросли форзиции свисающей, хорошо известного нам кустарника, покрывающегося в конце апреля массой ярко-желтых цветов. Другой китайский эндемик – Слива трехлопастная – тоже радует обильным и ранним цветением. Нежно-розовая масса цветов держится на ветках 8—10 дней до распускания листьев. Несколько видов сирени тоже происходят из тех мест. Но бледно-фиолетовая сирень, которую у нас именуют китайской, на самом деле гибрид персидской и венгерской сирени. В буддийском монастырском саду могла расти Сирень амурская или Сирень пониклая. Очень ценится за раннее цветение Сирень пушистая. Эти виды сирени не слишком распространены в наших садах и парках, и, возможно, вы столкнетесь с трудностями при покупке. Еще более соблазнительно добыть китайскую осеннюю сирень с труднопроизносимым названием Буддлея. Все виды Буддлеи изумительно красивы и по внешнему виду действительно напоминают сирень, но цветут с июля до середины сентября.

Очень эффектный и необычный кустарник Рябинник рябинолистный придаст саду то очарование, которое мы мечтаем найти в традициях дальневосточных народов. Это крупный кустарник высотой до 3 м с крупными листьями и мелкими белыми цветами, собранными в метелки, цветет весь июнь и подходит для закрепления откосов и создания живых изгородей. Необыкновенно красива в период цветения Кольквиция прелестная. Этот представитель семейства жимолостных в мае покрывается кистями нежно-розовых цветов и похож на невесту в подвенечном уборе.

Розы, ассоциирующиеся у нас с Средиземноморьем, тоже имеют свой уголок в китайском саду. Но это не привычные нам пышные красавицы на толстых длинных стеблях. В диком виде в Китае встречаются плетистые розы. Это высокие кусты с плетевидными соцветиями мелких немахровых цветков. Именно от этих дикарей выведены культурные сорта плетистых роз. Мы можем выбрать любой из современных сортов, чтобы, не теряя китайского колорита, поселить куст возле водоема. Если вы заметили, дикая форма по описанию очень похожа на обыкновенный шиповник, поэтому мы с чистой совестью рекомендуем его для китайской композиции.

А вот чубушник, или ложный жасмин, который в нашем сознании четко ассоциируется с Китаем, вовсе не китайский эндемик. Культивируемые у нас чубушники родом из Северной Америки и Западной Европы. Но, как бы там ни было, цветущий куст жасмина смотрится так привлекательно и так по-китайски, что можно сделать для него исключение.

В Северо-Восточном Китае произрастают представители семейства рододендронов. В дикой форме это ветвистый кустарник с красивыми блестящими листьями и яркими сиреневыми цветами. Ценится за раннее обильное цветение. Цветет весь апрель до распускания листьев.

Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Цветы в китайских садах высаживают и в партерах, и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных урнах или горшках. Китайский сад не знает чистых травяных газонов, как уже говорилось, специально выделенное пустое пространство чуждо его эстетическим принципам.

Разнообразие цветов и способов их выращивания связано с пронизывающим китайское садоводство духом эксперимента, со стремлением испытать свойства растений и выявить возможности их роста и развития. Наибольшим почтением пользовался пион, заслуживший в Китае титул «царя цветов», поскольку он считался чистым воплощением мужского начала ян.Это одно из первых растений, которое стали использовать в чисто декоративных целях. Пион с древних времен занимал почетное место в садах императоров и был воспет многими поэтами. Сначала пионы размещали только в императорских садах, затем они стали появляться в садах обеспеченных людей и лишь позже стали незаменимы практически в любом саду. Знаменитый путешественник Марко Поло, увидев в VIII веке китайские пионы, назвал их «розами величиной с кочан капусты». Цветут пионы в основном в июне. Их корни используются в медицинских целях.

Китайцы вывели за две тысячи лет более сотни сортов пиона, среди которых лучшим считался «танцующий львенок»: лепестки пастельных тонов, листья – «как яшмовые бабочки», а семена – «как Золотой павильон». Изучив характеристики различных сортов, можно подобрать несколько видов и создать круглую китайскую клумбу, цветущую более месяца.

Пассивное начало иньв цветочном царстве было представлено хризантемой, символом покоя и долголетия. Изначально применяемые для медицинских целей эти цветы позже стали цениться и за их красоту, а также использоваться в качестве добавок в некоторые виды чая. Среди хризантем самыми красивыми считались те, у которых лепестки «были подобны разноцветным перьям цапли». Повсюду в Китае разводили розы, гортензии, нарциссы, гиацинты, гранаты, а на юге – орхидеи, лотос. Его нежные цветы, распускающиеся над самой водой, представляют собой символ чистоты, неуязвимой для «грязи и тины» суетного мира.

К иньотносится и представитель семейства Лютиковых род Клематис, который растет во многих климатических зонах. Несколько представителей этого рода происходят из Китая и Дальнего Востока. Это довольно прихотливые растения, требовательные к свету и влаге. Чтобы вырастить клематисы, нужно иметь определенные навыки цветовода, а главное – время и желание ухаживать за этими капризными китайскими принцессами. Клематис бурый ценится за оригинальной формы цветы, а Клематис восточный цветет в августе – сентябре, когда в саду так мало радующих глаз цветущих растений. Огромные же лианы Клематиса китайского покрываются белыми цветами в самом начале осени. Любые сортовые клематисы гармонично впишутся в ваш китайский сад.

Читать еще:  КАК СПАСТИСЬ ОТ ПЛОДОВОЙ ГНИЛИ

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Тыква-горлянка в китайской традиции есть универсальный символ «мира в мире», то есть мира в целом и мира особого, другого. Она считалась прообразом всеобъемлюще пустой Утробы Мира, первозданного хаоса. Фольклор Китая изобилует легендами о «тыквенных старцах», живущих в тыкве-горлянке. В этих легендах узкое горлышко тыквы оказывается входом в потусторонний мир, в блаженную страну небесных небожителей. необычная форма тыквы-горлянки, как бы составленной из двух сфер, являлась символом природы реальности.

В китайском садовом искусстве существовала иерархическая традиция окружения растений; у каждого благородного цветка должна быть подобающая свита. Для пиона – это роза и шиповник, для белого пиона – мак и алтей, для сливы – камелия и магнолия, для хризантемы – бегония.

Назначение сада в Китае не исчерпывалось демонстрацией разнообразия форм и свойств растительной жизни. Другое – и даже более важное – его предназначение состояло в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, указывая на временный характер жизни. Растительность выступала знаком определенного момента, ситуации, настроения.

Обыкновенно в китайском саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Так, обязательными атрибутами «зимних» пейзажей были сосны и некоторые другие морозоустойчивые растения. Весенние пейзажи составлялись из вишни, жимолости, миндаля, ранних роз, фиалок, нарциссов и др. В «летних» уголках выращивались летние цветы и лиственные деревья – дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались благоуханием мандариновых деревьев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Китайский стиль ландшафта

Китайский стиль в ландшафтном дизайне предполагает строгое зонирование пространства, его организацию с одновременным соблюдением сразу нескольких базовых принципов. Оформление опирается на восточную философию: его выполняют так, чтобы создать гармоничное пространство, которое будет функциональным, красивым, эмоциональным.

Китайский сад может быть организован по-разному:

  • императорский — разбивается на большой территории, выглядит пышно, подчеркнуто роскошный;
  • монастырский — как можно более естественный, точно имитирующий природный пейзаж;
  • закрытый — небольшой частный сад со строгой планировкой территории.

В китайском стиле выделяют разные эмоциональные настрои:

  • смеющийся — яркий, с шелестящей на ветру листвой, наполненный светом;
  • угрожающий — показывает мощь природы, производит сильное впечатление;
  • идиллический — имеет спокойное оформление, создается для отдыха и расслабления.

В пределах одной территории можно выделить зоны для разных «эмоций». Они могут быть резко разграниченными или плавно переходить друг в друга.

Влияние фэн-шуй

Положения фэн-шуй обязательно учитывают при планировании сада, учение определяет его концепцию:

  • гармония между всеми элементами и используемыми стилистическими приемами;
  • дизайн обязательно предусматривает доминанту, центр композиции, который определяет облик всей территории;
  • все используемые элементы (растения и композиции из них, скульптуры, светильники и т.п.) имеют собственное значение.

Концепция сада

Дизайнеры компании «ПозитивПроект» считают, что для оформления в китайском стиле участок должен быть рельефным, с естественными или искусственными возвышенностями. При планировке для него определяют композиционный центр. Здесь будет находиться главный элемент дизайна — водоем, живописный холм, красивое дерево и т.п. Композиционный центр обычно находится на возвышенности, с которой виден весь участок. Такое расположение делает его заметным с любой точки на территории. Отталкиваясь от центра, выполняют осевое планирование, выделяют отдельные зоны. Для этого может использоваться восьмиугольник Багуа, по которому выделяют зоны (направления), для энергии разных видов.

При планировке для каждого из сформированных секторов выбирают доминирующий цвет, который определяет эмоциональное восприятие и воздействие:

  • успокаивающее: белый, фиолетовый, оттенки голубого;
  • наполняющее энергией, радостью — ярко-желтый, насыщенный красный;
  • расслабляющее — синий, черный.

Выбранные цвета используют при озеленении, украшении участка малыми архитектурными формами.

Элементы благоустройства в китайском саду

Пешеходные дорожки. Прокладываются так, чтобы продлить прогулку по саду и наполнить ее впечатлениями: они должны петлять, извиваться, за новыми поворотами должны открываться неожиданные виды. Покрытие — выложенная узором галька, натуральный камень, гравий, желтый или белый песок.

Ограждения. Не должны быть заметными даже для закрытых, небольших садов. Заборы маскируют, сажая рядом с ними деревья и кустарники, закрывая их зеленью. Это создает иллюзию бесконечности. В отдельных зонах ограждения используют как экраны или подобие ширм, на которые попадают тени листвы, ветвей. Ворота окрашивают в красный или коричневый цвет, они имеют традиционную форму. Необязательно устанавливать стилизованные ворота на въезде. Часть территории может иметь классическое оформление, часть — использоваться для разбивки китайского сада. На входе в него можно установить дополнительные ворота или арку.

Малые архитектурные формы. Стилизованные скульптуры, светильники, садовая мебель, изящные вазоны помогут создать восточную атмосферу. Усилить ее можно, развесив китайские фонарики, декоративные зонтики. Для отдыха можно установить беседку, стилизованную под пагоду. Если на участке есть водоем, можно использовать небольшой каменный или деревянный мост со стилизованным оформлением. Возможно использование иероглифов в росписи светильников или вазонов, но их не должно быть слишком много.

Декоративные камни. В угрожающем саду это могут быть крупные валуны, произвольно расположенные на участке — так, будто их раскидала стихия. В идиллическом или смеющемся саду из камней создают декоративные композиции. Лучше выбирать камни необычной формы, с пустотами, разных цветов.

Водоемы. Должны иметь естественную форму, желательно, чтобы вода была текущей. Береговую линию не выделяют четко, для нее используют озеленение. Желательно, чтобы в водоеме были рыбы.

Растения для китайского сада

Компания «ПозитивПроект» использует в озеленении яркие, пышные растения. Каждое из них рассматривается как определенный символ:

  • декоративные формы сосен, можжевельник, пихты, другие хвойные растения символизируют долголетие;
  • символом семейного счастья являются плодовые деревья: вишни, груши, яблони;
  • кустарники с цветной листвой символизируют радость и энергию (бересклет, форзиция, таволга).

Много внимания уделяют цветам:

  • плетистые розы, клематис, другие вьющиеся виды используют для арок, шпалер, заборов;
  • высокие и крупные многолетники (пионы, лилии и пр.) используют как яркие цветовые акценты;
  • нежелательно сажать растения с мелкими цветками. Лучше избегать пестроты, не рекомендуется использование полевых растений.

Клумбы не должны иметь строгие или правильные очертания — чем естественнее они выглядят, тем лучше. Газоны используются только в качестве фона для декоративных растений или композиций, они не должны доминировать в дизайне.

Компания “ПозитивПроект” предлагает

Уроки китайского. Урок второй: обязательные элементы китайского сада

В предыдущей статье (Уроки китайского. Урок первый: китайская философия сада) мы говорили о принципах, лежащих в основе традиционного для Поднебесной ландшафтного дизайна. Теперь настало время рассмотреть поближе те элементы сада, которые придают ему неповторимый национальный колорит, формируют собственно китайский стиль.


Из каких же элементов складывается китайский сад?

Роль и значение воды в саду

Обязательная принадлежность китайского сада – шум падающей воды, ибо ничто иное так не успокаивает, не помогает достичь внутренней гармонии. Вода – стихия, которая в саду (равно как и в природе) предстает в двух качествах: это и зеркало мира, воплощение покоя, и примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Олицетворением первого качества служит озеро или какой-либо водоем со стоячей водой; второе качество олицетворяют речка, ручей, водопад.

В продуманном и сбалансированном саду желательно иметь как «живую» воду (водопад), так и водную гладь (водоем со спокойной, неподвижной водой). Не следует забывать о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, их берега служили местами пикников и прогулок.

Водоемы, особенно рукотворные, не имеют высоких берегов и облицовки. Императорские павильоны на островках строили так, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к размерам самого острова. Таким приемом добивались впечатления, что они «вырастают» прямо из воды.


Спокойная вода — зеркало мира, воплощение покоя

Создается особый мир отражений. Садовые дорожки и тропинки проходят часто над самой водой, а через водяные потоки перекинуты «верблюжьи», или горбатые мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами.

Живая вода – водопады. Их можно создать элементарно – всего лишь правильно организовав сток с крыши. В Китае крыши павильонов делают так, что дождевая вода низвергается с них, как настоящий водопад. А в наших широтах воды слишком много, поэтому мы на нее мало обращаем внимания. Но если вдуматься, мы тоже любим летом сидеть на открытой веранде во время дождя и слушать шум падающей воды. И в наших садах, под нашими крышами всегда можно создать некий водоем, в котором вода будет собираться для полива, выполняя одновременно роль водной глади.

Камни как элемент пейзажа

Камень – сложный материал, сочетающий в себе природные и антропогенные качества: он был создан природой, но поддается обработке человеком. В китайском саду «камень уравновешивает природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения». В их садовой традиции камень — это «чистая энергия неба и земли». Поэтому камню в саду отводится важное место.


Камню в китайском саду отводится важное место

Необходимо найти и принести в сад «правильный» камень. Не менее важно – точно и в нужном месте его расположить. Камень может быть один – большой, но очень красивый; его размещают на подставке или включают в композицию. Может быть и композиция из камней самого разного размера, цвета, фактуры и так далее. Особо ценными считаются камни с переливами, узорами, вкраплениями разнообразных цветов. Они ценны с художественной точки зрения, а с философской и релаксационной рассматриваются как вместилище энергии, предмет, влияющий на чувства человека. Их слушают, их созерцают.

Для выразительности композиций сада используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования растений. Один из китайских философов по этому поводу говорил: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».

Ограждения

Сады в Китае принято огораживать, поскольку они – символ рая на Земле. Ограда выделяет особое пространство сада и делает его «миром в мире». С практической точки зрения это граница усадьбы или земельных владений. Создается же ограда как часть окружающего ландшафта, она всегда строится с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону».


Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим, и практическим целям

Посмотрите на Великую Китайскую стену – и все вопросы отпадут сами собой. С определенной долей воображения можно увидеть в причудливых изгибах стен подобие дракона, защищающего пространство сада, а дракон на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии.

Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим целям, даже если она просто зрительно разграничивает сад. Ограда как таковая сама по себе располагает к «созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь». Нередко на стене оставляют пустое пространство, где друзья или почетные гости могут собственноручно начертать надпись.

Ворота

Ни город, ни сад не может обойтись без ворот. Они всегда богато украшены, имеют символическую надпись. Ворота могут быть даже без стен или ограды, ведь они сами по себе служат символом, знаком.

Павильоны

Китайский сад или парк невозможен без архитектурных сооружений, обозначающих человека. Они могут быть самыми разными: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде.


В саду всегда есть архитектурные сооружения

Все подчинено идее созерцания из любой точки сада. Всегда важно, что бы созданное человеком находилось в единении с природой, в соответствии с ней, с пейзажем.

Проходы и окна

В Китае принято придавать проемам и проходам в оградах, калитках, в садовых сооружениях форму круга, овала, шестигранника или восьмиугольника, грушевидную или форму тыквы-горлянки и так далее. Первоначально, учитывая особенности национального быта, закрытых дворов, окна в стенах служили «окном в мир». Во дворцах они чаще всего были нарисованы, чтобы извне никто не мог видеть внутреннюю жизнь. Но далее в садах они трансформировались в знаки космического цикла перемен. Их главнейшая задача – передать связь между внешним и внутренним пространствами.


Дом открывается саду через окно, а сад через окно входит в дом

Окно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду через окно, а сад так же через окно входит в дом. Разная форма проемов и окон – разная энергетика, но и многообразие мира, как внутреннего, так и внешнего.

Надписи, знаки, иероглифы

Куда бы вы ни пришли, в парке или в саду обязательно встретите камни или специально обработанные стволы деревьев с надписями. Этот особое направление в садово-парковом искусстве, связанное и с литературой, и с особым восприятием самого сада — точнее, той или иной его экспозиции. Надписи – непременная принадлежность каждого китайского сада и дома.

Часто перед наиболее выразительной частью парка или коллекцией растений стоит камень со стихотворной надписью, которая отражает порыв души поэта, увидевшего красоту цветения. О сиренях – перед сирингарием, о пионах – перед парком пионов, о розах – перед розарием, о лагерстремиях – перед входом в сад лагерстремий и так далее. Если где-то в парке — национальном или природном — вам случилось увидеть такие надписи на камнях, стволах деревьев или прямо на склонах, значит, это такое красивое место, которое просто не может никого оставить равнодушным.


Надписи — непременный элемент каждого китайского сада

Причем вирши могут быть размещены на нескольких камнях, расставленных в разных частях сада, а могут и изречения разных авторов быть расположены рядом. Надписи бывают выбиты на скалах, на камнях и специальных каменных столбах.

Иероглиф, знак в садовом пейзаже дополняет и обогащает чувственное восприятие китайца, выделяет место как значимое, важное. Он может быть начертан не только на камне, но и на стволе дерева, на стене сада (строения). Это символ, и он обязательно должен быть хорошим, добрым, полезным, нести счастье и радость, душевный покой и равновесие.

Растения

Китайский сад всегда насыщен разнообразными растениями. Чем состоятельнее владелец, тем богаче флористический состав его угодий. Он включает большое число красивоцветущих, декоративно-лиственных листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников, а также хвойных растений. Непременно имеются небольшие вкрапления плодовых деревьев, выращиваемых не только ради красивого цветения (персик, слива), но и ради съедобных плодов (хурма, цитрусовые), а также лекарственных растений.


В китайском саду непременно есть и декоративные, и плодовые деревья

Распределять по местам и степени «любви» и предпочтений те или иные культуры в китайском саду – неблагодарная задача. Все зависит от его расположения, благосостояния и общественного положения хозяина, многих других факторов. Но есть некоторые растения-символы, без которых не обходится, пожалуй, ни один сад.

Чаще всего список возглавляют хвойные (сосны, пихты, можжевельники, плосковеточник и другие), олицетворяющие долголетие, вечность, благородство. В китайском саду есть непременные «деревья счастья» (сливы, персики, яблони, вишни, ивы, тополя, магнолии). Древесные растения обязательно формируются.

Особое место в садах отводится розам. Здесь следует еще и вспомнить, что чайно-гибридные розы – это и есть исконно китайские садовые розы («чайные» – от русифицированного английского слова China – Китай и от латинского видового названия chinensis – китайская, то есть, правильнее было бы их называть китайско-гибридные, или гибриды китайской розы). Розы высаживают большими группами, создавая розарии; вдоль дорожек; на шпалерах и так далее.

Травянистые растения – неотъемлемая часть сада. Однолетние и двулетние цветы — чаще всего ноготки, анютины глазки, флоксы — выставляют в горшках либо высаживают в грунт; многолетние размещают большими группами, создающими акцентные пятна, сбалансированные по цветовой гамме, по срокам цветения, по декоративности в осенней расцветке.


Травянистые растения, цветы — неотъемлемая часть сада

Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры из однолетников (временные композиции на газонах), которые создают настроение в саду до распускания листьев на деревьях или цветения древесных (слив, персиков, яблонь). Среди многолетников предпочтение отдается тюльпанам, пионам, георгинам, хризантемам, кардиокринумам, ирисам, флоксам, лилиям. Для водоемов главнейший вид — лотос. Помимо того, что он – буддийский символ, он еще и важное пищевое растение.

В саду обязательно есть уголки, предназначенные для посещения их в разные времена года. Зимой можно любоваться хвойными, весной – персиками, сливами, яблонями, миндалем, летом – буйством и разнообразием растений, осенью – яркими красками кленов, осин, абрикосовых деревьев.

Есть еще одна особенность у китайского сада – он не знает обширных травяных газонов. А дело в том, что формально выделенное пустое пространство чуждо китайским эстетическим принципам. Созерцание в саду благородных растений должно воспитывать благородные ответные чувства.
Назначение рукотворного сада в Китае не исчерпывается показом разнообразия форм и богатства оттенков цветущих растений. Наиболее важное его предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни, а растения — это знаки, определяющие настоящий момент, ситуацию, настроение.

Кирилл Ткаченко, Санкт-Петербург

Источники:

http://diz-cafe.com/plan/sad-v-kitajskom-stile.html
http://garden.wikireading.ru/17321
http://www.ginkgo.ru/inform/landshaft/chinesestyle/
http://7dach.ru/VestnikCvetovoda/uroki-kitayskogo-urok-vtoroy-obyazatelnye-elementy-kitayskogo-sada-153698.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector