Еда как произведение искусства!

Еда и её значение в истории искусства

«Большие» темы: политика, пол, классовое разделение, религия так или иначе связаны с тем, что и как мы едим. Даже выбирая локальные продукты или игнорируя определённые марки, мы заявляем о своей позиции. Как отмечают авторы проекта Estetico, уничтожение некрасивых овощей в Европе – тоже символический акт, борьба за эстетику.

Сегодня фотография в Instagram, даже далёкая от шедевра, может рассказать нам о том, как у автора с деньгами, какие у него привычки и образ жизни. При этом скрытые смыслы в изображениях еды – не новое явление. Она неизменно была связана с эротизмом, богатством, экзотичностью и позволяла «показать то, что скрыто».

Натюрморт

В XV веке художников всё больше стала вдохновлять культура Античности, а кроме того природа: натюрморт становится частью композиции картин, религиозных или светских. Но уже к XVII веку натюрморт стал самостоятельным жанром в Италии, Испании и Нидерландах.

Ван Дейк, натюрморт с фруктами, орехами и сыром, 1613 г.

Еду изображали реалистично, с множеством деталей. В авангарде были голландские и фламандские мастера, которые изображали обильные и щедрые порции. Особенно они любили дичь, птицу, омаров, моллюсков, экзотические цитрусовые фрукты, виноград. Дорогие деликатесы символизировали шикарный образ жизни, с которым мечтал отождествлять себя владелец картины. Но иногда подобные произведения служили напоминанием о бренности роскоши или опасности чревоугодия. Одни полотна призывали к воздержанию, другие к постоянному празднику и удовольствиям. Гниющие фрукты, к примеру, могли символизировать , что «всё пройдёт» и жизнь скоротечна.

Ян Вермеер, картина «Молочница», 1658-1661 г.

Еда помогала как бы «заморозить» момент, затормозить течение времени, показать мастерство наблюдения за реальными объектами, виртуозное владение цветом и работу с формой. Так, Ян Вермеер пошел иным путём, чем его голландские современники. В своей знаменитой картине «Молочница», он использовал дорогие пигменты, богатые цвета, удивительное освещение для того чтобы показать самую простую еду – молоко и хлеб.

Еда и реальная жизнь

К концу XIX века художники стали всё больше обращаться к изображению людей, которые едят или общаются, сидя за столом. Например, картина «Едоки картофеля» Винсента Ван Гога построена именно на этом. Художник в своём письме к брату Тео писал, что пытался показать крестьян, которые честно и тяжело трудятся.

Винсент Ван Гог, картина «Едоки картофеля», 1885 г.

Другие авторы, такие как Поль Сезанн, использовали натюрморт для того, чтобы показать возможности нового искусства. В «Натюрморте с драпировкой» художник намеренно искажает перспективу, чтобы сделать акцент на отказе от устаревших принципов построения натюрморта, на котором всё показано под одним углом.

Поль Сезанн, Натюрморт с драпировкой, 1895 г.

Елена Мартинович в статье для проекта Widewalls отмечает, что другие импрессионисты любили показывать социальных аспект совместного приема пищи, те эмоции, которые он несёт за собой. Знаменитая картина «Завтрак гребцов» Огюста Ренуара тому яркое подтверждение.

Огюст Ренуар, картина «Завтрак гребцов», 1880-1881

Еда в искусстве XX века

В XX веке художники деформируют линии, переосмысляют цвет, резкость изображения, работают с плоскостью, а значит, еда теряет свою форму и узнаваемость. Но это только одна сторона вопроса. То, что мы едим, позволяет художникам наблюдать за меняющимся обществом. Картина американца Эдварда Хоппера «Столы для леди», написанная в 1930-м позволяет порассуждать о Великой депрессии, деньгах, классовости. Сцена показывает, как за столиком ресторана едят посетители, а две женщины – кассир и официантка – работают в зале. Тут стоит помнить, что не так давно эти профессии стали доступны для женщин, а «столы для леди» специально начали рекламировать: раньше женщина, обедающая одна, считалась проституткой.

Эдвард Хоппер, картина «Столы для леди», 1930 г.

ЕДА КАК ИСКУССТВО

Aronia de Takazawa – маленький токийский ресторанчик всего на 10 посадочных мест, который был открыт в сентябре 2005 года, а сейчас входит в ТОР — 50 лучших ресторанов Азии под номером 31. Владельцем и шеф-поваром ресторана является Йошиаки Таказава (Yoshiaki Takazawa). Свое обучение основам кулинарного мастерства он начал очень рано – его родители в течении 40 лет владели небольшой закусочной, где будущая ресторанная знаменитость осваивал азы японской кухни.

После кулинарной школы Таказава работал поваром в ресторанах разнообразной направленности, а также получил квалификацию сомелье. Уже в 28 лет он стал самым молодым шеф-поваром в истории Японии. Следующая веха в его биографии – открытие собственного ресторана вместе с женой Акико, ближайшей помощницей и единомышленницей.

Отличительная особенность Aronia de Takazawa – специально разработанные авторские блюда на основе японской и французской кулинарных традиций с использованием инноваций молекулярной кухни.

Оригинальный ресторан находится в одном из тихих переулков Акасака (район Токио). Неприметная дверь открывается на узкую лестницу, которая ведет в небольшую квадратную комнату со спартанской обстановкой. Ее три стены обшиты деревянными панелями, а на торцевой располагается ультрасовременное рабочее место самого шеф-повара. В основном блюда готовятся на кухне, скрытой от клиентов, но последние штрихи оформления проходят на глазах у публики. Эстетическому виду блюд придается такое же внимание, как и самому приготовлению и большинство из них получают поэтические названия. Недаром журнал «Food & Wine» включил блюдо “ Рыба со снежной приправой ” в число самых красивых ресторанных блюд мира. Оно состоит из кусочка желтохвоста, сервированного горными овощами, съедобными луковицами лилий и приправой, охлажденной до –200 °С. Стоит ее коснуться и она тает, как снег. Среди самых популярных блюд и красочный “Рататуй” на один укус – совокупн ость 15 овощей в оболочке, приготовленной из красной капусты.

Читать еще:  САЛАТ ИЗ ЗЕЛЁНЫХ ПОМИДОРОВ НА ЗИМУ

Меню как такового в ресторане нет. Посетителям предлагаются сеты из 10-12 позиций, начиная от супа и заканчивая десертом. Все действо занимает около трех часов и сродни знаменитой чайной церемонии. Клиентам уделяют максимум внимания и обязательно расскажут все о каждом блюде – из каких ингредиентов оно состоит, как его готовят и как его правильно есть. Такая помощь бывает просто необходима, поскольку по внешнему виду блюда бывает трудно определить не только его состав, но и принадлежность к определенному виду.

Так “ Яйцо динозавра из Миядзаки ” — это десерт, состоящий из белого шоколада и кайенского перца (скорлупа), безе и соуса из манго (само яйцо) и васаби (следы динозавра). А вот “ Прибрежный камень ” относится к рыбным блюдам. Сам камень – это запеченный окунь в корке, состоящей из черного хлеба и картофельного пюре, дополненный съедобными ракушками из Киото и водорослями из Окинавы.

Необычные вкусовые сочетания, изысканное оформление и артистизм самого шеф-повара снискали ресторану славу одного из лучших в Токио. Авторские блюда Takazawa (а с 2012 года ресторан называется именно так) воспринимаются как утонченные живописные полотна, передающие красоту окружающего мира в его постоянных изменениях.

В искусстве средневековой Японии рисунки на свитках часто сопровождались дополнявшими их стихотворными строчками. Предлагаем и вам полюбоваться съедобными произведениями искусства от шеф-повара Йошиаки Таказава в сочетании со стихами классической японской поэзии в стиле хокку и танка.

Три цвета ” – теплый суп из цветной капусты в стиле молекулярной кухни .

Фудзивара-но Садаиэ(1162 -1241)

Я видел, они расцвели,
Ветки вишневых деревьев,
Но в сумраке еле сквозят,-
Благоуханная дымка
На вечереющем небе.

Образ луны ” – пюре из ароматной дыни в окружении грибов

Оэ-но Тисато (ум. в начале X в.)

Гляжу на луну,
И смутных тысяча тысяч
В душе печалей.
Пусть не ко мне одному
Осень явилась, и все же…

“Поздняя осень. Ностальгия”

Мацуо Басё (1644 -1694)
«Осень уже пришла!» —
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к постели моей.
***
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слезы…

Всемирное наследие. Фудзи ” – закуска из овощей и фруктов на фоне извержения Фудзиямы

Мацуо Басё (1644 -1694)
Туман и осенний дождь.
Но пусть невидима Фудзи.
Как радует сердце она.
***
Ветер со склонов
Фудзи в город забрать бы,
Как бесценный дар.

Краски хризантемы ” – лосось в пене

Ёса Бусон ( 1716 – 1783)

Любитель цветов!
Ты стал неприметно
Рабом хризантем.

Иида Дакоцу (1885–1962)
Созерцаю хризантему.
Всем сердцем и душой я вовлечён
В её безмолвный дух.

Капли дождя” приготовлены из экстракта томатного сока. Лист лотоса размещается на отварном японском угре.

Фудзивара-но Садаиэ (1162 -1241)
Налетел и прошел.
И дождь, и редкие капли
Аромата полны.
От цветка к другому цветку
Меняется тропка в горах.

Дзен ” – тофу и икра

Минамото Санэтомо (1192 -1219)
Этот мир земной —
Отражённое в зеркале
Марево теней.
Есть, но не скажешь, что есть
Нет, но не скажешь, что нет.

Еда как произведение искусства

Еда — настоящая индустрия, где есть свои звезды, не довольствующиеся классическими рецептами, а создающие произведения гастрономического искусства. Diletant.media вспомнил самых известных поваров в истории.

Это имя — символ чести французских кулинаров. Мастер покончил с собой, не в силах пережить испорченного обеда.

Лучший шеф-повар своего времени (середина XVII века) был сыном простых крестьян и начал свой путь с того, что продавал вафли. Он родился в 1631 году, и когда подрос, отец отправил его в Париж, к крестному, который служил кондитером. В середине 1660-х Ватель поступил на службу к опальному принцу Конде — и эта должность в итоге погубила великого шефа. Чтобы вернуть расположение короля Людовика XIV, принц Конде задумал грандиозный прием в замке Шантильи. Всем — от приема гостей до закупок провизии — ведал Ватель. Прием был великолепен: представления, музыка, фейерверки и, конечно же, еда. По четыре трапезы в день для двух тысяч человек.

Когда обнаружилось, что хозяин рыбной лавки не успевает привезти в замок свежую рыбу — в постную пятницу было немыслимо предложить королю что-то другое — шеф-повар поднялся к себе и упал грудью на шпагу.

Знаменитый кулинар отличался склонностью к поэтическим сравнениям. Например, лягушачьи лапки он называл «окорочками нимф». В детстве Огюст проявлял таланты художника, но традиции семьи оказались сильнее, и мальчик в 13 лет устроился поваренком в Ницце, в ресторане родного дяди.

Эскофье впервые представил новый способ подачи блюд — меню a la carte, которое до сих пор популярно во всех ресторанах мира. В 1902 году Эскофье опубликовал Кулинарный гид — книгу, содержащую более 5000 рецептов — это произведение стало классическим для кулинаров во всем мире. Из великих кулинаров Эскофье стал первым, кто работал для самой разной публики, с радостью соглашаясь готовить даже для матросов в порту.

Этот кулинар и ресторатор прославился благодаря единственному блюду — салату «Оливье», который изначально состоял из нарезанных кубиками рябчиков, куропаток, раковых шеек и прочих деликатесов, элегантно разложенных на блюде, в середине которого возвышалась горка картофеля, залитого соусом «провансаль».

На смену русским дворянам, знавшим толк в деликатесах, в его ресторан «Эрмитаж» стали приходить купцы, для которых обилие еды было важнее изысканности. Они перемешивали деликатесы на блюде и ели их ложкой, как кашу. Взбешенный Люсьен приказал подавать блюдо в виде смеси — и продажи возросли десятикратно.

От огорчения Оливье перепродал ресторан русскому владельцу. Он скончался в Москве, так и не узнав, что позже рябчиков в блюде заменит вареная колбаса, а раковые шейки — зеленый горошек.

Читать еще:  Желейные пирожные

Женщина начала учиться готовить в 34 года, влюбившись в попробованный в парижском ресторане поджаренный палтус. Джулия была в восторге от полученных знаний и решила поделиться секретами французской кухни с другими американками, живущими в Париже.

Сначала вместе с подругами она открыла «Школу трех гурманов», позже описала свой опыт в книге, а после завоевала любовь кинозрителей на собственном кулинарном шоу. Уронив курицу или кусок теста, смешливая Джулия тут же его поднимала, говоря в камеру: «Мы же одни на кухне!».

Этот англичанин хотел связать свою жизнь с футболом. Однако травма помешала осуществлению этих планов. Экзаменационных балов не хватило для поступления на службу в полицию или на флот, в результате мужчина решил попробовать заниматься кулинарией.

В 1998 году повар открыл собственное заведение Gordon Ramsay at Royal Hospital Road, что дало начало его растущей империи. Сегодня он — автор и ведущий известных кулинарных программ «Адская кухня», «Мастер-шеф», «Точка кипения», «Кошмары на кухне Рамзи». Помимо телевизионной карьеры Рамзи является владельцем 10 ресторанов и 3 баров в Англии, 12 ресторанов в других странах.

Рамзи является довольно эксцентричной личностью, его отличает постоянный перфекционизм. Аудиторию он завоевывает благодаря своей грубости, напору и использованию, в том числе, и ненормативной лексики.

Карьеру в гастрономии она начала в 20 лет, руководя закупками овощей и фруктов в одном из супермаркетов Нью-Йорка. Со временем Рэйчел стала консультантом по изысканным продуктам в магазинах премиум-класса, а затем начала проводить мастер-классы прямо в торговом зале, предлагая покупателям свои варианты приготовления изысканных продуктов. Доброжелательную и улыбчивую Рэйчел быстро заметили и пригласили на телевидение.

Сегодня Рей ведет собственное шоу «Готовим за 30 минут» и пишет кулинарные книги.

Ален Дюкасс прошел путь от помощника на кухне одного из отелей в Бордо до шеф-повара. Он не только один из самых известных специалистов по провансальской кухне, но и успешный ресторатор. Заведения этого шеф-повара находятся в Токио, Монако, Париже, Нью-Йорке, Бейруте, Санкт-Петербурге. Именно благодаря этому шеф-повару высокая кухня стала проще и понятнее людям, далеким от богемы.

Философия Алена Дюкасса — творчество, основанное на традициях. Он обладает самой высокой французской наградой — орденом Почетного легиона.

Этот британский ресторатор, шеф-повар, шоумен известен еще и как «голый повар». Именно под таким названием вышла его первая телевизионная программа и одна из первых его книг о здоровом и вкусном питании. Сам кулинар вовсе не пропагандировал эксгибиционизм, просто он сумел убедить людей в том, что качественные и вкусные продукты хороши сами по себе и не нуждаются в дополнительной «одежде» от поваров.

Джейми — известный борец за здоровье нации, считающий, что оно начинается именно с кулинарных предпочтений британцев. Он сумел переделать устаревшую систему школьного питания в Англии. Именно поэтому самый молодой из британских супер-поваров уже является кавалером Рыцарского ордена Британского Королевства.

У Джейми контракт со спортивным клубом «Манчестер Сити», согласно которому он отвечает за всю еду на стадионе Этихад.

Хестон Блюменталь стал известен благодаря своему пристрастию к молекулярной кухне. Среди наиболее известных его блюд — грудка голубя с панчетой, мороженое с беконом и яйцом, желе из лаванды, устриц и маракуйи, каша из улиток. Хестон — владелец и шеф британского ресторана The Fat Duck. Это место было названо 10 лет назад лучшим рестораном в мире и продолжает держать марку, а 3 мишленовские звезды — самое лучшее тому доказательство.

Блюменталь снял цикл программ для канала Discovery о науке и кулинарии, написал бестселлер «Наука кулинарии» и продолжает удивлять всех как шеф-повар.

Этот повар получил мировую известность благодаря фьюжн-кухне. В ней удивительным образом сочетаются классические японские блюда и ингредиенты из Южной Америки, представляющие в основном перуанскую и аргентинскую кухню.

Родился будущий ресторатор в 1949 году. Сперва он поработал учеником повара в суши-барах столицы Японии. Судьба молодого человека изменилась, когда его неожиданно пригласили поработать в Перу. Затем был период карьеры в Буэнос-Айресе, возвращение в Японию и окончательный переезд в Лос-Анджелес. Там в 1987 году Нобу и открыл свой первый ресторан Mutsuhisa. Заведение быстро стало популярным и в том же году японского повара включили в десятку лучших в стране.

В 1994 году японец вместе с Робертом Де Ниро и рестораном Дрю Нипорентом открыл свой ресторан «Nobu» в Нью-Йорке. Дизайн в стиле японской деревни выполнен из натуральных материалов. Сегодня во всем мире открыто уже 17 суши-ресторанов этой сети. Сам шеф-повар выпустил две книги, снялся в паре фильмов. Его заведения обожают звезды Голливуда и шоу-бизнеса. Сам Нобу щедро делится своими секретами, считая, что скопировать рецепты можно, а вот сердце — нет.

Обладатель трех звезд Мишлена, организатор самого престижного конкурса поваров «Золотой Бокюз», кавалер ордена Почетного легиона, обладатель титула «Шеф-повар века» происходит из старинной династии поваров.

Поль Бокюз — сторонник «естественной кухни» — школы кулинарии, выявляющей исконные вкусы продуктов, вместо того чтобы топить их в жире и пряностях. Его ученики и сотрудники проводят в школах специальные «уроки вкуса», обучая детей не только различать всевозможные вкусы и их комбинации, но и наслаждаться ими.

Шеф-повар с австрийскими корнями стал известен благодаря своему нестандартному взгляду на рецептуру приготовления блюд. Ему принадлежит больше 20 ресторанов в США, Японии и Канаде, несколько кулинарных брендов, в том числе Cut, сеть фастфуда Wolfgang Puck Express. Его оригинальные бутерброды продаются во всех крупнейших аэропортах мира.

Славу ему принесла книга о французской кулинарии в американской кухне. Сегодня этот шеф-повар устраивает грандиозные ужины для кинопремьер, показов мод. Именно этот человек отвечает за кулинарные изыски, которые подаются гостям после вручения премии «Оскар». Он написал 6 книг о кулинарии, занимается производством полуфабрикатов и кухонного оборудования.

Читать еще:  ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВА ПРОДОЛЖАЕТ ИСПРАВЛЯТЬ ЛИЦО

Он стал кулинаром, можно сказать, случайно. Адриа был военным, во время очередного своего отпуска он решил не только отдохнуть на пляже, но и подзаработать. Так Ферран оказался на кухне, где настолько понравился владельцам, что те пригласили его вернуться. Начав работать, через три года неожиданно Адриа получил пост шеф-повара. Став настоящим хозяином своей кухни он принялся создавать новые вкусы и разрабатывать принципиально новые технологии приготовления еды.

Сегодня Адриа является самым настоящим гуру в авангардном жанре — молекулярной кухне. Сам он говорит, что готовит еду нового, следующего поколения. В Испании повара обожают, считая его талант сопоставимым с Дали, Гауди или Пикассо. Повар сумел отойти от классической формулы кухни «продукт-гарнир-соус», Адриа разрушил преграду между сладким и несладким. Ресторан El Bulli, где работает Ферран, является единственным в мире, который не работает с осени и до весны, ведь знаменитому каталонскому повару нужно время для создания своих новых шедевров.

Еда как произведение искусства!

Изображение: Ethemeral Dinner

Наблюдения Трендспота. Что происходит. Трендовые явления не всегда новые. Функции трендспоттинга – обращать внимание на идеи, которые сейчас стали близки многим и указывают интересный путь, трекить векторы развития цивилизационной мысли.

Стол французских королей, искусство чайной церемонии, высокая кухня Алена Дюкасса – философия еды как эстетического экспириенса существует давно и реализована в разных культурах. В контексте трендспотинга значимо то, что сейчас ценность гастрономического экспириенса стала понятной и доступной не только для элит. Проводниками тренда на демократизацию гастрономической культуры выступили Instagram и фудис, но это было только начало. Следующая ступень – искусство красивой жизни как социальная и культурная норма среднего класса. Гастрономический экспириенс превратился в эстетический наряду с посещением галереи и театра – это важная часть городской культуры и лайфстайла благополучных образованных горожан. По сути, популярные городские медиа привлекают значительную часть аудитории именно ресторанными обзорами с фотографиями.

Этот тренд говорит о процессах не самых очевидных, но значительных.

Заметно, как усиливается фокус на телесных ощущениях, чувственном восприятии мира. Если вы до сих пор не знакомы с культурами ASMR и mukbang, надевайте наушники и открывайте Youtube.

Дешевая углеводистая еда и джанкфуд со сложносочиненным составом и сомнительным влиянием на здоровье и физическую форму ассоциируется теперь с низовыми стратами общества. «Лишний вес – признак бедности» – не фигура речи. А новый оформившийся процесс такой: для среднего класса стал чрезвычайно интересен эстетический и вкусовой экспириенс – стиль питания и личная философия еды теперь отражают социальный и культурный статус человека. Если в прошлом такие различия были продиктованы экономическими причинами, то в наше время они уже, скорее, мировоззренческие.

Еда сливается с искусством, эстетика еды варьируется от фаст-арта на тарелке в модном рестике до гастрономических спектаклей и новых синтетических форматов. Например, арт-проект Ephemeral Dinner объединяет гастрономию с современным искусством и интеллектуальным соушалайзингом.

Поговорили обо всем этом с куратором арт-проекта
Ephemeral Dinner Юлей Белоусовой.

Юлия Белоусова

Куратор проекта Ephemeral Dinner. Берлин

Юлия Белоусова: Искусство еды и еда как искусство, конечно, не новая тема. В шестидесятых годах художник Даниэль Сперри придумал направление «новый реализм». Превратить повседневные ситуации в произведения искусства – это занимало его как художника. Он исследовал еду как социальное действие и предложил термин Eat Art.

По ряду причин еда стала неотъемлемой частью культуры среднего класса. Eat-арт превратился в повседневность сегодняшнего миддл-класса. Нам уже недостаточно есть вкусно и полезно – хочется необычных блюд, красивой подачи и экспириенса.

Проект Ephemeral Dinner, который я придумала и курирую, соединяет искусство и кулинарию. Это новый формат – ужины-выставки, путешествующие по Европе и приготовленные двумя художниками. Ephemeral Dinner длится одну ночь, и каждый раз он проходит в новом месте, в каком-то необычном пространстве.

Я вижу миссию этого проекта в поддержке молодых художников и подаче современного искусства в форме, доступной широкой аудитории. Молодой художник (emerging artist) и художник-ментор, признанный на международном уровне (established artist), во время Ephemeral Dinner, ведут диалог друг с другом и с гостями. >>

Юлия Белоусова: В пространстве ужина на одну ночь вырастает выставка молодого художника. Пока гости смотрят выставку, художники, начинающий и признанный, готовят ужин. Кулинарный диалог – метафора. Он подчеркивает необходимость менторства и идейного обмена между поколениями. Меню разрабатывают художники. Ужин проходит непосредственно в пространстве выставки или перфоманса молодого художника. И, по сути, приготовленные блюда становятся совместным произведением искусства.

От гостей в данном случае ничего не требуется, можно просто наслаждаться эстетикой искусства, приятным обществом, изысканным ужином. Обычно кто-то из гостей связан с искусством профессионально, кто-то любительски, а кто-то увлекается искусством как зритель, учится разбираться в нем. Авторитетный галерист сидит за столом рядом со студентом биологии и начинающим стартапером. Гости наблюдают, как художники готовят, это атмосферно и весело: художник с мировым именем бегает по кухне с раскаленной сковородкой и спорит с молодым художником о жизни, искусстве и подаче гуакамоле.

Гости не платят за участие в Ephemeral Dinner, вход по приглашениям. Для чего вот это все тогда? У меня, как человека из мира искусства ответ такой: искусство бесцельно, но выражает суть человека. Ее также выражают потребность людей в общении и наслаждении жизнью. Наш проект – игра с ожиданиями и шаблонами восприятия. Искусство это всегда что-то новое, непривычное, непонятное. В данном случае еда становится медиатором между разными людьми и аспектами культуры, способом передачи информации и объединяющим фактором.

В сегодняшнем мире еда как способ насыщения уже малоинтересна в обеспеченном обществе. Кулинария и все, что вокруг нее, стали частью культуры, лайфстайла и социального действия. По сути, гастрономическую осведомленность теперь можно рассматривать как еще один признак образованности. t

Источники:

http://www.restoran.ru/msk/article-list/eda-i-eye-znachenie-v-istorii-iskusstva/
http://www.art-eda.info/eda-kak-iskusstvo.html
http://diletant.media/articles/26002468/
http://trendspot.today/eatart

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector