Декоративные огороды замка Вилландри во Франции. Потрясающе!
Декоративные огороды замка Вилландри во Франции. Потрясающе!
Даже если вы не большой любитель парков и садов, но замок Вилландри (Château de Villandry) с его великолепными садами посетить стоит! Это один из самых примечательных и красивых замков долины Луары, известный своими красивейшими садами. Сам замок — это прекрасно отреставрированная постройка эпохи Возрождения. Даже дорога сюда может стать удовольствием, так как в Вилландри можно совершить живописную поездку на велосипеде из Тура, расположенного в 13 км к востоку вдоль реки Шер, следуя специальным велосипедным дорожкам для большей части своего маршрута.
4 июля 1189 года именно в замке Вилландри (на тот момент — Коломбье), произошла встреча между королём Франции Филиппом-Августом и королём Англии Генрихом II Плантагенетом. Встреча проходила в юго-западной башне замка. По ее окончании был подписан мирный договор Коломбье («la Paix de Colombiers») в пользу Филиппа-Августа.
- Официальный вебсайт
- Билеты:
- Замок Вилландри и сады : 11 евро
- Только сады : 7 евро
- Аудиогид : 4 евро
- Время работы
Вы можете посетить сразу несколько достопримечательностей региона Туренн со скидкой:
посетив Château and the Gardens of Villandry, Château of Azay-le-Rideau, Balzac Museum-Château of Saché, Королевская крепость — замок в Шиноне, Royal Abbey of Fontevraud, Château of Langeais, Rabelais Museum-La Devinière House, Château and gardens of Rivau, Château de l’Aulée Cellar и Pierre et Bertrand Couly Cellar вы откроете для себя почти все главные достопримечательности долины Луары: купив полный билет в одном из этих мест, вы можете получить льготный тариф в остальных семи (нужно предъявить доказательства, так что сохраняйте первоначальный билет).
Добраться в замок Вилландри:
Замок Вилландри расположен недалеко от города Тур, в регионе Центр, в Долине Луары. Вилландри расположен всего в получае езды на машине по A85 от одного из самых красивых и знаменитых замков Долины Луары — замка Шенонсо!
Лучший способ добраться до замка Вилландри — это проехать на велосипеде по живописной дороге “Loire à Vélo”, что позволит избежать довольно медленной поездки по D7 в течение большей части его маршрута. Единственный недостаток — придется пробираться через пригород Тура.
Летом (в июле и августе) вы можете взять микроавтобус компании Fil Bleu прямо из Тура (t02.47.70.37.37); услугу можно заказать в туристическом офисе. В не-летнее время добираться придется с пересадками или выбирать прямой маршрут 117, который ходит только в среду и субботу 2 раза в день.
Проложить маршрут из Тура в Вилландри можно тут. В целом ищите маршрут автобуса 32, который идет до Вилландри. Отправляется он от остановки Fac 2 Lions (Tours) (всего 28 минут в пути), куда можно доехать на трамвае А.
Автобусы в замок Вилландри из Тура:
- Автобусы в Вилландри:
- Автобус 32: Lycée Grandmont — Villandry Centre
- Автобус 117: Gare Vinci — Villandry Centre. 36 минут в пути.
- Билет: 1,60€ в одну сторону (действует 1 час).
- Схема маршрутов автобусов в Вилландри:
- Карта маршрутов (автобус 32 в Вилландри, с левого края)
- Схема маршрутов (Вилландри ищите на краю слева)
- Схема специальных маршрутов (маршрут 117 в Вилландри, Вилландри слева)
- Расписание автобусов в Вилландри из Тура:
- Маршрут 117: Из Вилландри в центр Тура (gare de Tours): среда и суббота в 13:04 и 18:04 (с 1 сентября 2018 по 30 июня 2019)
- Маршрут 117: от вокзала Тура до центра Вилландри: среда и суббота в 9:31 и 14:06 (с 1 сентября 2018 по 30 июня 2019)
- Маршрут 36: Из Вилландри к Lycée Grandmont в Туре. Расписание.
- Маршрут 36. Из Тура, остановка Lycée Grandmont, в Вилландри: расписание.
Возле замка Вилландри сделана бесплатная парковка для машин и автобусов. Также поблизости от замка сделана парковка для велосипедов.
Château de Villandry
Шато де Вилландри (château de Villandry) является одним из самых популярных и интересных мест в регионе, поэтому, если вы хотите посмотреть замок в тишине, приезжайте рано, поздно или в обеденное время.
Строительство замка Вилландри:
Замок Вилландри был возведен в 1530-х годах одним из королевских финансистов Франсуа I Жаном Ле Бретоном на месте прежней укрепленной крепости Коломбье. Как и многие банкиры-придворные бухгалтеры, Ле Бретон стремился узаконить свой новый статус — и отмыть свое состояние — поэтому он купил, а затем разрушил замок Коломбье 12-го века, сохранив только феодальный донжон как символ своего статуса аристократа.
Ренессансное здание, построенное Ле Бретоном, все еще примыкает к этой крепости. Оно расположено с трех сторон двора (cour d’honneur), четвертое крыло было снесено в 18-м веке, примерно в то же время, как были сделаны явно ренессансные детали вокруг окон и слуховых окошек. Квадратные башни, закрывающие внутренний двор, больше похожие на работы восемнадцатого века, на самом деле являются чрезвычайно новой частью оригинальной схемы Ле Бретона — к тому времени, когда Ле Бретон начал здесь строительство, двор покинул долину Луары ряди Фонтенбло, и стала популярна строгая архитектура Парижа и региона Иль-де-Франс.
Переделка замка Вилландри
В 1754 году замок был в руках у уроженца Прованса, маркиза Мишель-Анж де Кастеллана. Он решил переделать замок в соответствии с модой того времени: на окнах сделали арки и добавили балконы. Колоннады на первом этаже сменили стенами, чтобы сделать кухни и новые коридоры.
В начале 19-го века замок оказался в собственности младшего брата Наполеона — принца Жерому. Тогда замок обогатился, так как должен был соответствовать императорскому стилю. Впоследствии замок перешёл к семье Энгерло.
Мало что известно об оригинальном дизайне садов, так как они были полностью реконструированы в девятнадцатом веке в модном тогда стиле английского загородного парка. Однако в 1906 году замок был куплен американской наследницей Энн Коулман (Ann Coleman), большой любительницей искусства. Ее муж, испанский врач Йоахим Карвалло (Joachim Carvallo), решил воссоздать французский сад в самом грандиозном и исторически точном стиле.
Сады замка Вилландри
Сады Вилландри — один из лучших примеров французского паркового искусства. Ле Бретон служил послом Франциска I в Италии. Именно там он смог увидеть те прекрасные сады, что запечатлевали на своих полотнах итальянские художники эпохи Возрождения. Появившись во Франции, они способствовали исчезновению из садов каменных оград. Характерной особенностью таких садов были клумбы, очерченные изгородями из подстриженного кустарника, и широкие аллеи между ними.
Структура садов Вилландри
Сады Вилландри — работа парижского архитектора Дю Серсо. Сады разбиты на трёх уровнях, поднимающихся один над другим. Верхний уровень представляет собой водное зеркало, средний находится на уровне залов первого этажа, а на нижнем уровне сделан стилизованный огород. Верхняя терраса засажена фруктовыми деревьями и испещрена вьющимися между ними дорожками.
Исследования Карвалло привели его к убеждению, что сады выполняли роль столь же символическую, сколько и декоративно-практическую. Поэтому на самом верхнем уровне, в значительной степени в возвышенном классическом стиле, расположен водный сад. Он сделан в виде большого пруда, окруженного аккуратными газонами и тщательно обрезанными липами. Из пруда по небольшому каналу вода стекает под стенами старой крепости и наполняет ров замка. Далее, на уровне самого замка, согласно Карвалло, декоративный сад «служит продолжением салона». Он являет собой центр четырех геометрических композиций безукоризненно обрезанных живых изгородей, символизирующих разные виды любви: нежную, страстную, переменчивую и трагическую. Здесь темно-зеленый контур в летнее время расцвечен красными цветами. На верхнем уровне этой части сада находятся три креста — мальтийский, лангедокский и баскский. Еще один квадратный сад на противоположной стороне канала является менее удачной аллегорией музыки.
Огород в замке
Изюминкой сада, расположенной на 12 500 квадратных метров идеально ровной земли, является potager, или огород эпохи Возрождения. Символически и физически, это может быть самая низкая и самая вульгарная часть садов, но это самая захватывающая. Здесь морковь, капуста и баклажаны собраны в замысловатые узоры, в то время как розы и миниатюрные живые изгороди образуют некую рамку. Даже зимой почти всегда есть на что посмотреть, так как всю эту часть пересаживают два раза в год. К сожалению, овощи не продаются для потребления. Но когда в летние месяцы грядки прореживаются, в дальнем юго-восточном углу сада часто можно найти помидоры, баклажаны, перец и тому подобное — просто оставьте немного мелочи для ежегодного ужин садовников. Другие овощи просто измельчаются. Те, кто разбирается в «огородничестве», могут полюбоваться редкими и красиво представленными сортами. В то время как городские жители, далекие от овощеводства, могут получить удовольствие от попыток просто определить, какой овощ какой — ключом могут служить информационные плакаты. В дальнем конце сада, выходящего на приземистую башню деревенской церкви, прекрасные виноградные тропинки ведут к средневековому травяному саду и лабиринту. Сразу за ним есть детская игровая площадка.
В течение года здесь проводятся различные фестивали. Например, в конце сентября есть выходные, посвященные potager, в конце сентября, с большим количеством семинаров и демонстраций. А в первые выходные июля проводится Nuits des Mille Feux, когда сады ночью зажигаются сотнями свечей.
Интерьер замка Вилландри
Стоит доплатить за посещение самого замка Вилландри, хотя бы за незабываемый вид из башни на сады и окрестности вплоть до слияния реки Луары и Шер. Внутри замок является воплощением элегантности 18-го века: Карвалло решил, что восстановление стандартов комфорта эпохи Возрождения не сделает из замка идеальный дом. Из столовой можно выйти на улицу, к провансальскому мраморному фонтану и причудливой терракотовой печи. Окна столовой выходят на декоративный сад. Соседняя лестница была пристроена в 18-м веке, заменяя немодную средневековую винтовую лестницу, которая раньше стояла о дворе.
Из изысканных спален на первом этаже открывается красивый вид на сады. Длинная галерея украшена коллекцией испанских картин Карвалло, многие из которых содержат печальные религиозные сюжеты. Галерея ведет к потрясающему потолку в стиле мудехар, который был перенесен в Вилландри из дворца 15-го века в Толедо и тщательно воссобран. На первый взгляд замысловатые арабески и геометрические узоры в позолоченном и цветном дереве — исключительно мавританская работа. Однако в рисунке повторяются и испанские христианские мотивы, особенно морские гребешки — символ Святого Иакова Компостельского — которые обрамляют каждый угол.
Последние дни Генриха Плантагенета
К лету 1189 года Генрих II, король Англии и правитель великой анжуйской империи, был старым, толстым и страдал от тяжелого анального абсцесса. Несмотря на это он не потерял аппетита к борьбе. Его сын, Ричард Львиное Сердце, объединился со своим заклятым врагом, французским королем Филиппом Огюстом. Их объединенные армии захватили Ле-Ман, любимое место рождения Генриха. Генрих смотрел, как сгорел город, проклиная Бога: «Ты мерзко забрал город, который я любил больше всего на земле … Я отплачу тебе, как смогу». Французские армии преследовали Генриха, когда он бежал на юг к своему замку Шинон. По дороге они захватили Тур, и Генриху стало некуда спрятаться.
Филипп-Август вызвал Генриха на встречу в Коломбье, современный Вилландри, и потребовал, чтобы он воздал должное французскому королю за все его территории на континенте. Кроме того, Ричард должен был быть подтвержден как наследник, и ему будет разрешено жениться на его обрученной Алаис, которая стала любовницей Генриха. Генрих едва мог сидеть прямо на лошади, но отказался спешиться. Он согласился подчиниться условиям. Когда Генрих наклонился вперёд, чтобы поцеловать своего сына с миром, он прошептал: «Дай Бог, чтобы я не умер, пока я не отомщу за тебя». Затем его отвезли обратно в Шинон, где он планировал месть, даже уже лежа в постели и умирая. Чуть позже он узнал, что его младший сын, Джон, тоже присоединился к восстанию. Тогда, разочарованный, Генрих повернулся лицом к стене, говоря: «Я больше не забочусь ни о себе, ни о чем-либо в этом мире». Через несколько часов он умер в бреду, крича снова и снова: «Позор, позор побежденному королю».
Замок Вилландри – неповторимая роскошь и единственный в мире трехуровневый сад
Адрес: Франция, 15 км на запад от города Тура
Начало строительства: XVI век
Окончание строительства: XVIII век
Основные достопримечательности: сады, донжон, внутреннее убранство замка XVIII века
Координаты: 47°20′26″N,0°30′51″E
Краткое описание
Удивительной красоты сады замка Вилландри, его роскошное внутреннее убранство и зачаровывающий внешний облик, ежегодно привлекает к себе внимание сотни тысяч туристов со всего мира.
Это вовсе неудивительно, практически каждый путешественник после посещения французского замка Вилландри, делясь своими впечатлениями, говорит об удивительной, буквально волшебной атмосфере, которой «пропитан» каждый сантиметр замка и прилегающих к нему земель. «Едва попадаешь на территорию замка Вилландри, кажется, будто бы ты переносишься на много столетий назад.
Все вокруг говорит о роскоши, о прекрасном вкусе, о желании человека создать неповторимый интерьер, которому нет равных в мире», – примерно такие слова можно услышать от людей, уже успевших побывать в изящном замке Вилландри, «удачно» расположившемся на берегу самой длинной и красивой французской реки Луары, неподалеку от городка Тур.
Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что Франция богата историческими памятниками истории и архитектуры, однако замок Вилландри входит в избранное число замков Луары, что, конечно же, не может не сказаться на его популярности среди туристов и людей, желающих более детально познакомиться с историей Франции, особенностями ее культуры, национальными традициями.
Вид на главную башню замка
Замок Вилландри – история
История замка ведет свое начало с 1200-хх годов. В те далекие времена древнее строение, скорее, напоминало фортификационное сооружение, нежели замок и, конечно же, было «лакомым кусочком» для многих недоброжелателей. Однако, согласно историческим фактам, именно в стенах данной крепости произошла важнейшая встреча двух королей Франции и Англии. 4 июня 1189-го года между странами был подписан мирный договор Азэ-ле-Ридо в пользу французского короля Филиппа-Августа.
Укрепленная крепость Вилландри на протяжении еще нескольких веков была, скорее всего, пристанищем для солдат, нежели изящным замком с большими комнатами и роскошным интерьером. Лишь в середине 1500-хх годов, когда владение замком было передано государственному секретарю Франциска I Жану ле Бретону, это строение переживает свое второе рождение.
Вид на водный канал
Руководя по приказу главы государства строительством не менее роскошных замков Шамбор и Фонтенбло, Жан ле Бретон решает заняться возведением собственного владения, которое бы выгодно выделялось среди привычных, для того времени, дворцов и замков. В его планы входило строительство по-настоящему роскошного, впечатляющего непривычной для Франции архитектурой замка, который своим праздничным видом отличался бы от существовавших суровых крепостей, относящихся к эпохе Средневековья. Для воплощения своих идей в жизнь Жан ле Бретон приказывает снести практически все древние строения Вилландри, за исключением главной башни, расположенной внутри крепости (донжона).
Вид на замок и главную башню
Доподлинно неизвестно, как долго продолжалось возведение нового здания, однако дата начала строительства в исторических источниках значится, как 1536-й год. Сравняв с землей древний замок, Жан ле Бретон возводит новое здание, напоминающее по своей форме ажурную подкову, парадный вход которого выходит на берег знаменитой Луары. Как утверждают многие современные архитекторы, два «крыла» здания выполнены в классическом стиле эпохи Возрождения. Для них типичны довольно внушительных размеров окна, обрамленные пилястрами (полуколоннами), увенчанные капителями; спиралевидные завитки с, так называемым, «глазком» в центре; ниши, именуемые в архитектурных кругах тимпанами. Тогда же были построены и арочные галереи, которые украшали обе стороны двора.
Вид на сад Любви в замке Вилландри
Жан ля Бретон по поручению монарха неоднократно посещал Италию с дипломатической миссией, что дало государственному чиновнику возможность близко познакомиться с уникальными шедеврами романских художников, творения которых относились к эпохе Возрождения. Среди них и уникальные картины удивительных садовых «ансамблей», поражающих своей четкой геометрией и гармоничностью с архитектурой здания. Жан ле Бретон, взяв за основу увиденное в Италии, так же решает заменить громоздкие крепостные стены живой изгородью. Однако французские сады в замке Вилландри занимают, куда большую площадь, нежели их «итальянские шаблоны».
В 1754-м году замок переходит в собственность маркиза де Кастелана, который решает произвести новую реконструкцию замка Вилландри.
Вид на сады Вилландри со стороны замка
Однако в его планах не реставрационные работы, разрушенных под влиянием времени частей здания, а его перестройка в архитектурном стиле своего времени. Тогда были несколько видоизменены оконные проемы, которые стали значительно меньших размеров и получили арочное обрамление. Кроме этого были пристроены балконы, добавлены новые помещения за счет бывших колоннад, место которых теперь заняли стены. В таком виде замок просуществовал практически два столетия.
В начале XX века замок Вилландри переживает очередную реконструкцию. Выдающийся и известный в медицинских кругах доктор Карвалльо он же будущий глава Ассоциации владельцев исторических памятников, слывший большим ценителем мира прекрасного, подает идею о возвращении замку Вилландри его первоначального вида.
Данное решение практически сразу же было одобрено правительством, которое и позволило доктору Карвалльо взять в свои руки все организационные и строительные моменты, касающиеся воплощения его идеи в жизнь.
Согласно мнениям современных историков и археологов, внешний вид замка Вилландри, включая и прилегающую к нему территорию, был реконструирован лишь частично. Так, например, приобрели свой первоначальный облик оконные проемы, была восстановлена галерея аркад, пересажены сады, однако строительные работы не затронули южную сторону фасада здания и внутренний интерьер некоторых помещений самого замка.
Замок Вилландри – внутренняя роскошь
Путешествуя по миру и любуясь роскошью или, напротив, аскетичностью внутреннего убранства замков и дворцов, турист, оказавшись впервые во французском замке Вилландри, будет крайне удивлен, увидев то великолепие и богатство, которыми так славится на весь мир этот замок.
Действительно, внутренний интерьер поражает своей красотой, в какой бы комнате не оказался путешественник. Во многих из них можно увидеть кресла и стулья XVIII века, выполненные из драгоценных пород дерева и обитые шелковой тканью, произведенной на знаменитой ткацкой фабрике в городе Тура, которая, кстати, и в наши дни по-прежнему функционирует. Восхищают своей красотой спальни, которых в замке довольно много и предназначались они как для гостей, так и для владельцев Вилландри и их детей.
Восстановлена комната принца Жерома, который, как известно из истории, был младшим братом Наполеона Бонапарта, и который на протяжении нескольких лет являлся владельцев Вилландри еще во времена существования Французской Империи.
Красный цвет комнаты говорит сам за себя: мебель, выполненная из дорогих пород красного дерева; шторы в тон мебели; стены, драпированные красной тканью – все это подчеркивает принадлежность к величайшей, богатейшей и могущественнейшей Империи.
Невозможно не сказать о гостиных комнатах, а если быть точным, об их потолочной отделке. Прежде всего, хотелось бы отметить их куполообразную форму, однако «изюминка» заключается в уникальном узоре, выполненном из множества слоев древесины, каждый из которых в свою очередь покрыт золотом. Всего в замке Вилландри четыре гостиных комнаты. Сегодня увидеть такой уникальный в своем роде потолок, можно всего лишь в одной из них. Остальные три потолочных узора находятся в качестве экспонатов в престижных музеях Европы .
Комната принца Жерома
Конечно же, посетив с экскурсионной группой замок Вилландри, туристу предлагается уникальная возможность побывать в одной из башен замка. Прекрасный вид, который откроется каждому путешественнику на долину, останется в памяти на долгие годы. Разве можно еще с чем-либо сравнить красоту сразу двух параллельно протекающих рек Луары и Шер? К слову, не так давно данный пейзаж был занесен ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия.
Замок Вилландри – сады
Было бы непростительной ошибкой, рассказывая о замке Вилландри, всего лишь мимоходом упомянуть о его садах, расположенных вокруг замка на трех (!) уровнях. Как говорилось выше, Жан ле Бретон, изучив тонкости искусства озеленения, которые были воплощены в картинах итальянских художников, решил разбить сады и на территории своего замка. В наши дни они полностью восстановлены и представляют собой настоящие шедевры, не оставляющие равнодушным ни одного путешественника.
Спальня жены доктора Карвальо, Энн Коулман
Верхний уровень садов, который некоторые экскурсоводы именуют, как «Водное зеркало», представляет собой ансамбль, состоящий из гладкого озера, вокруг которого расположились фруктовые деревья, а между ними вьющиеся небольшие дорожки.
Средний уровень садов, разделенный на четыре больших квадрата, по задумке «автора», совпадает с первым уровнем замка Вилландри. Его название в переводе с французского языка звучит, как «Сады Любви». Сад представляет собой некое отображение понятия «любовь», где есть и страсть, и ненависть, и нежность и трагедия. Все эти чувства декоратору удалось воплотить при помощи всевозможных буксовых массивов кустарника. Сердце, пронизанное стрелой, любовные записки, рога, маски, языки пламени – все это нетрудно увидеть в уникальных цветущих квадратах.
Стоит также добавить, что в южной стороне «Сада Любви» произрастают одновременно три массива в форме ромба. Они представляют собой три геральдических символа: Крест Страны басков, Крест Мальты и Крест Лангедока.
Нижний уровень – это самые настоящие небольшие огороды, где произрастает морковь, свекла, тыква, капуста. Кроме этого посажены фруктовые деревья, предпочтение отдано яблоням и грушам. Композицию обрамляют небольшие фонтаны в форме восьмиконечной звезды, которые с одной стороны служат для поливки, а с другой, выполняют роль украшения этого уникального фруктово-овощного сада. Хотя, стоит заметить, что в настоящее время поливка и орошение всего сада осуществляется за счет водного канала, который буквально «окружает» всю территорию замка Вилландри.
Вид на пруд замка
К слову, на территории замка Вилландри продаются семена некоторых местных растений, поэтому каждый турист, при желании может приобрести этот уникальный сувенир на память, чтобы, посадив его у себя на родине, вспоминать об уникальном и неповторимом французском саде.
Замок Вилландри – памятка туристу
Сегодня Замок Вилландри это памятник истории и архитектуры, который ежедневно приглашает к себе всех желающих. Бывалые путешественники советуют многим туристам, оказавшимся во Франции в городе Туре, известному многим по собору Сен-Гатьен, не пожалеть времени и по возможности совершить поездку в замок Вилландри.
Сады замка Вилландри
Тем более, что находится он всего лишь в 15 километрах от города, а цена входного билета «символическая». Это путешествие, безусловно, будет интересно не только взрослым, но и маленьким любителям приключений.
Декоративные огороды замка Вилландри во Франции. Потрясающе!
Войти
Замок Вилландри (Chateau de Villandry)
Где находится: Долина Луары, 15 км от Тура.
Как добраться:
– на автомобиле: от Тура по дороге D7
– на поезде: из Тура ходят поезда 2 раза в день, время в пути – 10 мин, цена билета – 1,5 евро, ехать до станции Savonnieres, которая находится в 4 км от замка.
Как работает: сады – ежедневно с 9.00 до 17.00 (зимой) или 19.30 (летом); замок – с 9.00 до 16.30 (зимой) или 18.30 (летом), закрыт с 15 ноября по 7 февраля.
Цена вопроса: 9 евро.
Сайт. На официальной страничке замка вы найдете описание идей, садов, виртуальный тур, ежемесячный фото-отчет о жизни замка, последние новости и многое другое.
На что посмотреть: этот изящный замок возвышается вблизи Луары, недалеко от стоявшего здесь в давние времена строения. Но очарование замка Вилландри заключено в первую очередь в его уникальных парках. История Франции никогда не вторгалась внутрь его стен – он не был ни замком королей, ни куртизанок.
История
Построил замок премьер-министр короля Франциска I Жан ле Бретон (чей герб можно видеть в контуре левого слухового окна) на месте фундамента феодальной крепости, где 4 июля 1189 года Филипп II Август и Генрих II Плантагенет подписали мирное соглашение. Жан ле Бретон, которому было поручено руководство строительством замков Фонтенбло и Шамбор, сравнял с землей прежний замок, оставив одну башню (в ней и проходила историческая встреча королей), к которой были пристроены новые корпуса.
Бретон, предки которого были выходцами из Шотландии, решил построить свой собственный замок, у которого был бы нарядный, праздничный вид, отличный от сурового облика средневековых крепостей. Строительство закончилось в 1536 г. Таким образом, этот замок считается последним из построенных на Луаре дворцов в стиле Ренессанс. Новое здание имеет П-образную форму по отношению к парадному двору, выходящему на Луару. Два больших крыла являются типично ренессансными. Они построены по модели дворцов, возводившихся в начале XVI в. Их фасады прорезаны большими окнами, обрамленными пилястрами с капителями классического ордена, и украшены фризами и большими люкарнами с волютами и тимпанами. Широким фасадам придана легкая асимметрия (в линиях окон, в их длине и направлении крыльев); арочные галереи идут с обеих сторон двора.
Потомки Жана ле Бретона сохранили Вилландри до 1754 года, когда замок стал собственностью маркиза де Кастеллан, королевского посла и выходца из очень известной семьи провансальской знати. По его приказу были сделаны пристройки в классическом стиле с обеих сторон переднего двора. Он же переделал интерьер замка, приспособив его к нормам комфорта XVIII века: украсил окна, добавил балконы, перекрыл стеной часть двора, чтобы разместить кухню.
Этот вид Вилландри сохранял до 1906 года. Сам замок представляет из себя три здания в форме подковы, обращенные к реке. Крестообразные рамы окон, мансарды, крутые скаты крыш образуют редкостно гармоничный комплекс. Не все удалось сохранить – так до нас не дошли круглые башенки с заостренными коническими крышами. В монументальной же архитектуре замка сказалось влияние более простого стиля, который позже называли стилем Генриха IV.
В 1906 году замок приобретает прадед сегодняшних владельцев доктор Иоахим Карвалло, возглавлявший Ассоциацию владельцев исторических памятников. Он отказывается от блестящей научной карьеры под руководством профессора Шарля Рише (Нобелевская премия по медицине 1913 года), чтобы посвятить свою жизнь исключительно Вилландри. Он спасает замок от разрушения и воссоздает сады по образцу сада XVI века. Найдя первоначальный проект, созданный Андруа дю Серсо, Карвалло воссоздал структуру парка, провел прямые дорожки, вдоль которых расположены газоны с цветами, высадил лаймовые аллеи, живые изгороди, искусно подстриженные садовниками, воспроизвел удивительные гербарии средневековых монахов.
По замку
В здании восстановлена обстановка XVIII в. С башни замка открывается вид на долины Луары и Шера. Подняться на крышу просто необходимо, чтобы иметь возможность окинуть взором все сады Вилландри.
Иоахим Карвалло и его жена коллекционировали испанскую живопись XVII века – «золотой век» испанской живописи. И когда в 1906 году они приобрели Вилландри, то одной из целей было обретение места для коллекции, которая тогда приобрела большую известность. Вилландри владеет примерно 50 картинами и сегодняшние владельцы стремятся восстановить первоначальное собрание. Все произведения живописи относятся к испанскому реалистическому течению – великолепному сочетанию фламандских и итальянских образцов.
Одна из самых удивительных достопримечательностей замка – это Арабский потолок. Он был привезен из дворца князей де Македа, построенном в XV веке в Толедо. Этот дом имел 4 угловые гостиные, в каждой из которых был купол с деревянными разноцветными позолоченными кессонами. Дворец был разрушен в 1905 году.
Сейчас три потолка их этого дворца сохранены в крупнейших международных музеях. Ну а четвертый был привезен Иоахимом Карвалло в замок Вилландри в виде 3600 частей. Потребовался год, чтобы вновь сложить это головоломку. Этот испано-мавританский потолок в стиле мудехар был создан мавританскими мастерами для испанских владельцев и являет собой смешение декоративно-значимых элементов христианского и мавританского искусства. Францисканские бечевки, раковины Святого Жака из Компостеля, орнамент из цветов и геральдики суверенов объединяются с лепниной, позолотой и арабской вязью.
В столовой находится интересный камин, чья труба выполнена в виде пальмы.
По саду
Главное, ради чего стоит ехать в Вилландри, – это, несомненно, его сады. В них высажено 1150 лип, а общая длина живых изгородей составляет примерно 52 км. Ежегодно в садах пересаживается 250 тысяч саженцев цветов и овощей. Прополка происходит полностью вручную, чтобы не повредить очень хрупкие корни самшита. Цветы посажены таким образом, чтобы каждый сорт цвел в свой сезон, сменяя другие.
Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, в том числе виллы д’Эсте и Ланте, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий, выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним. Эти итальянские сады характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника. Сады Вилландри как нельзя лучше отвечают этим требованиям.
Сады разбиты в трех уровнях. Самый верхний – первый уровень – это Водяной сад (Jardin d’eau). Навеянный классицизмом, он размещается вокруг большого водяного пространства, созданного во форме зеркала Людовика XV. Зеркало – это пруд с редкими водяными растениями. Из пруда берется вода как для поливки, так и для функционирования фонтанов. Водяной сад – идеальное место для неспешных размышлений в жаркую погоду.
Второй уровень, лежащий на одном уровне с залами нижнего этажа, представляет собой Регулярный сад (Le jardin d’ornement), состоящий из трех тематических площадок: Сад любви (Jardin d’amour), сад музыки (Jardin de la musique) и Сад лекарственных трав (Jardin des simples). Цветы и травы высажены среди коротко стриженых кустарников, образующих прихотливый орнамент.
Проектируя Сад любви, создатель парка хотел, чтобы живые изгороди олицетворяли виды любви. Их, по мнению автора, четыре.
Нежная любовь – сердца, разделенные по углам огнями любовного пламени. В центре – маски, которые надевались на глаза во время балов и позволяли вести любые разговоры от самых серьезных, до самых откровенных.
Непостоянная (мимолетная) любовь – четыре веера по углам символизируют легкость чувств. Между этими веерами расположены рога измены. В центре – любовные письма или записки, которые ветреная женщина шлет своему возлюбленному. Доминирующий цвет этого квадрата – желтый, цвет измены.
Страстная любовь – сердца, но на этот раз разбитые страстью. Массивы самшиты запутаны и образуют лабиринт, также здесь присутствует намек на танец.
Трагическая любовь – рисунки представляют лезвия кинжалов и мечей, используемых на дуэлях, происходящих по причине соперничества в любви. Летом здесь цветут красные цветы – символ пролитой в борьбе крови
Дальше, если смотреть из замка, располагаются живые рисунки, в которых узнается мальтийский крест, крест Лангедока и крест страны Басков.
Второй сад – Сад музыки – символизирует различные музыкальные инструменты в оркестре. Большие треугольники представляют собой лиры, рядом с которыми фигурируют арфы. Между лирами – подсвечники для освещения музыкальной партитуры.
Третий сад – Сад лекарственных трав. Как и в средневековых садах, он располагается между огородом и церковью. Сад насчитывает более 30 видов пряных, лекарственных и ароматических трав. Все эти травы наши предки считали полезными для семейной жизни. Все их вы сможете опознать благодаря табличкам.
И, наконец, третий уровень – Огород (Рotager), площадь которого 12,5 тыс кв. м. Он состоит из 9 квадратных грядок одинакового размера, но с разными геометрическими мотивами. Эти квадратные грядки засажены овощами, цвета которых сочетаются между собой (синий цвет лука-порея, красный цвет капусты и свеклы, зеленый нефрит морковной ботвы), чтобы создать впечатление разноцветной шахматной доски. Овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей.
Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: капуста – распущенность, тыква – плодовитость и т.д. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого растения.
Происхождение овощного сада восходит к Средневековью. Монахи в своих аббатствах любили располагать овощи в геометрических формах. Многочисленные кресты огорода Вилландри напоминают нам об этих монастырских корнях. Чтобы оживить сады, монахи добавляли розы. Посаженные симметрично, они, по старой традиции, символизируют монаха, вскапывающего овощной участок.
Итальянское влияние привносит в этот монастырский огород декоративные элементы: фонтаны, обвитые зеленью беседки, садовые грядки с цветами. Французские садоводы XVI века объединяют два этих течения – монастырское французское и итальянское и создают сад, который требовался им для роз и новых овощей, привезенных из Америки. Называют они это «декоративный огород». Именно это и было в проекте дю Серсо, на основе которого Карвалло создал современный огород.
Каждый год производится две посадки: одна весной, остающаяся с марта по июнь, вторая – летом, остающаяся с июня по октябрь. Каждый год используется примерно 40 видов овощей, относящихся к восьми ботаническим семействам. Здесь нельзя встретить картофеля, который является анахронизмом для сада XVI века. Расположение овощей меняется при каждой посадке при соблюдении, с одной стороны, необходимости гармоничного сочетания цвета и формы и, с другой стороны, садоводческих требований, в соответствие с которыми необходимо 3-летнее чередование посадок, чтобы не истощать почву. Орошение осуществляется вкопанной автоматической системой поливки.
За огородом открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Огород, возможно, самая необычная часть садового ансамбля Вилландри с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев. Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В XVI в. были созданы первые ботанические сады, в которых выращивались редкие растения, происходившие из стран Америки, неизвестные до той поры. Растения помещали в декоративные сады, где проводилось наблюдение за их развитием и акклиматизацией. Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции.
Не стоит забывать и о традиционных для Франции розах. Их очень много, они разноцветные и очень красивые. А передать словами стоящий в воздухе запах – невозможно, это что-то божественное. Хочется вдыхать аромат, стоящий в воздухе, полной грудью. Стоять и вдыхать. Фантастика!
Ради посещения этих уникальных садов приехать в Вилландри просто необходимо! В замке проводятся различные фестивали цветов. С расписанием событий вы можете ознакомиться на официальном сайте замка. Владельцы замка, наследники доктора Карвалло, скончавшегося в 1936 году, открыли в Вилландри школу садовых мастерво, существующую и по сегодняшний день.
Совет: не забудьте захватить с собой хлеб. В остатках рва, некогда окружавших замок, плавают весьма прожорливые рыбки!
Декоративные огороды замка Вилландри во Франции. Потрясающе!
В этой части, которую я проанонсировала несколько дней назад вот этим кадром, я покажу вам ещё один замок долины Луары. Учитывая мою нелюбовь к затёртым миллионами ног туристическим достопримечательностям, странно было бы ожидать, что мы туда заедем. Это один из самых известных французских замков, рассказами о нём и его фотографиями забиты тонны бумажных путеводителей и терабайты в интернете.
Но я всё-таки включила его в маршрут. Тому нашлось несколько веских причин. И Вилландри не только не разочаровал нас, но и стал украшением нашего отпуска и маршрута.
Так какими же были те веские причины, что побудили меня добавить Вилландри на маршрут? Что в нём такого уникального?
Во-первых, сады. Я люблю любые сады и растения. Я люблю помидоры – нюхать и есть; цветы – нюхать, любоваться и фотографировать; регулярные сады – осматривать, шуршать камушками под ногами на дорожках и любоваться изяществом форм и умением мастеров топиарного искусства; английские парки – ну, вы поняли уже..
Особенно мне интересны парки и сады, которые не просто наполнены растениями, а созданы с каким-то смыслом, идеей. Вот сады Вилландри это как раз такое удивительное произведение искусства. Это и живописное полотно, и театральные подмостки, и живое воплощение легенд, главные роли в которых играют растения.
Во-вторых, история замка. Но не та её часть, в которой венценосные особы и интриги придворных (которых, кстати, тут не было никогда), а период восстановления, реконструкции, – фактически, история одной семьи, которая посвятила всю свою жизнь возрождению, воссозданию этого замка и его садов. И делали они это с невероятными скрупулёзностью и любовью, с бережным и глубоким проникновением в суть, в идею и замысел.
Ну, и наконец, этот замок радикально отличался от камерного и нежного, как дамская шкатулка, Азе-лё-Ридо, в котором мы уже побывали (вот здесь рассказ, если вдруг кто-то не читал).
Вообще говоря, «замки Луары» это отдельный туристический аттракцион, предлагаемый в любом турагентстве. Мне не хотелось вливаться в общий туристический карусельный поток, поэтому для программы отпуска я отобрала несколько замков, которые бы максимально были не похожи друг на друга. В конце концов, хоть их и превратили в зализанный до глянцевости леденец, в выхолощенные декорации, всё же в основе у них реальная история реальных людей, череда времён, чувств, эмоций и событий.
Так чем же уникален Вилландри? Ну, во-первых, он не королевская резиденция, и даже не подарок какой-нибудь куртизанке или фаворитке. Первым хозяином стал Жан Ле Бретон – министр финансов при Франциске I.
Когда-то здесь была феодальная крепость, в донжоне которой 4 июля 1189 года был подписан мирный договор между признавшим своё поражение королём Англии Генрихом II Плантагенетом и королём Франции Филиппом-Августом. Ровно через два дня после этого Генрих II скончался.
И именно на руинах этой крепости в 1532 году и начал строительство Жан Ле Бретон . Он увлекался архитектурой, обладал прекрасным вкусом, и в результате Вилландри у него получился гармоничным, изящным, прекрасно вписанным в ландшафт и довольно лаконичным, лишённым так модных в то время башенок, конических крыш и прочих «рюшечек».
Часть донжона, где был подписан знаменитый документ, кстати, осталась. Этот архитектурный элемент, как и зубцы на верхней части стены, напоминают об историческом предназначении крепости-предшественника Вилландри.
Жан Ле Бретон был послом в Риме, где и увлёкся архитектурой, с интересом изучал искусство устройства садов. И всё это он потом со вкусом и большим успехом применил в Вилландри. Однако, последующие владельцы на протяжении долгих десятилетий не сильно пеклись о сохранности этой красоты. И к началу XX века, когда его приехал осмотреть Иоахим Карвалло (Joachim Carvallo), замок за счёт внесённых изменений и добавленных окон больше походил на казарму, а от сада не осталось и следа.
Иоахим Карвалло на тот момент был перспективным учёным, медиком, который, будучи любимым учеником лауреата Нобелевской премии Карла Рише, под его руководством занимался исследованиями в области физиологии пищеварения. Но он бросил перспективную карьеру, купил Вилландри и вместе со своей супругой Энн Коулман, американкой из состоятельной семьи промышленников, взялся за воссоздание первоначального облика замка.
(фото отсюда)
Он углубился в исторические документы, искал свидетельства очевидцев, проводил целые исследования, руководил работами каменщиков и садоводов, и в конце концов преуспел невероятно! Сейчас в саду установлены несколько интерактивных конструкций, позволяющих всем посетителям с помощью кадров хроники составить себе представление о том объёме работ, который пришлось проделать мистеру Карвалло.
В 1924 он основал общество «Исторический Дом», которое объединило всех владельцев подобной недвижимости. И именно он стал инициатором идеи открыть эти замки для публики. Вилландри он открыл для посетителей в 1920 году. Сейчас его дело продолжает его правнук Анри Карвалло.
Мы начали свой осмотр с интерьеров. Там есть на что посмотреть. Подлинные предметы быта, мебель, прекрасный паркет, великолепная коллекция живописи. И, конечно, прекрасные виды из окон, выходящих на сад и огород.
И моя любимая тема – кухня! Медные, лоснящиеся бока тазов и сковород, вытоптанные за столетия тропинки на каменном полу, печь, лёгкий аромат копчёного чернослива и кряжистые стулья – всё моё любмое, да.
Детская с колыбелькой.
Спальня с окнами, выходящими в огород.
Детская спальня с рядом книжек на полке, с игрушками и уютной кроватью.
И игровая комната с огромным кукольным домиком в виде самого Вилландри и театром перчаточных кукол.
Ещё одно сокровище – потолок в Восточной гостиной. Его привез сюда Карвалло в 1905 году. Этот потолок был частью графского дворца Македа, построенного в XV веке в Толедо. Дворец разобрали, и три из его четырёх мавританских деревянных, инкрустированных потолков сейчас находятся в Мадриде в Национальном археологическом музее, а четвёртый, благодаря мистеру Карвалло, могут лицезреть все посетители Вилландри. Это просто шедевр! Невероятно тонкая, сложная работа, порождающая фантастическую игру объемов, цвета и света. Очень красиво!
И повсюду цветы! В каждой комнате по нескольку ваз, наполненных свежими, ароматными, душистыми, срезанными здесь же, в саду, букетами.
Сады Вилландри уникальны. Я не оговорилась – именно сады. Потому что это не один сад, а целый комплекс разных садов. Аптекарский огород с травами и снадобьями, Орнаментальный сад, сад Любви, сад Музыки, сад Воды, сад Солнца, созданный недавно. Они все полны символизма, каждый имеет свою философию и легенду. По ним можно и нужно гулять часами, наслаждясь и находя нечто удивительное и прекрасное на каждом шагу.
Сад Любви, состоящий из «пиктограмм», в которых зашифрованы Любовь Страстная, Любовь Ветреная, Любовь Трагическая.
Сад-Огород создан по образу и подобию монастырских «огородных» садов. Здесь все орнаменты составлены из подобранных по цвету овощей, зелени, пряных трав. Дважды в год сад засаживается овощами. Каждый год экспозиция меняется в соответствии с соображениями гармонии, сохранения плодородия почвы и бесхимикатного земледелия. Сорок видов овощей и трав высаживается здесь в каждый сезон, полив осуществляется с помощью автоматической системы, расположенной под поверхностью земли.
С разных точек из сада и из разных помещений замка открываются разные виды на сад, каждый из которых невероятно хорош.
Тут же есть и маленький магазинчик, в котором можно купить семена и саженцы всего того, что выращивается в садах Вилландри.
Я не удержалась и привезла оттуда чудесный сувенир – наборы семян. В этом году из-за всяких малоприятных событий не получилось их высеять, но срок годности у них большой – в следующем году я ещё успею их опробовать. Если результат будет не стыдно показать, я его вам обязательно продемонстрирую, не сомневайтесь!
А пока они лежат и напоминают о том, что мечты и упорный труд могут дать обильный урожай радости и красоты, которым смогут наслаждаться люди на много-много поколений вперёд.
Продолжение следует.
________________________________________ _________________________________
Если вас интересует, как мы сюда добрались, то вот вам ссылки на предыдущие части:
Источники:
http://frenchtrip.ru/regions/centre/chateau-de-villandry/
http://putidorogi-nn.ru/evropa/387-zamok-villandri
http://france-guide.livejournal.com/37755.html
http://the-na.livejournal.com/25000.html