Бесплатное, профессиональное консультирование

Бесплатное, профессиональное консультирование

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение Вяземский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия» предлагает услугу – онлайн консультирование.

Онлайн-консультирование — это консультирование различных категорий клиентов, осуществляемое специалистом дистанционно посредством сети Интернет.

Онлайн-консультирование происходит с помощью инструментов сетевого общения — (электронной почты, Skype).

Услугу онлайн консультирования осуществляют следующие специалисты учреждения:

Услуга онлайн-консультирования осуществляется бесплатно.

Круг компетенций специалистов.

Социально-педагогическая защита прав и интересов ребенка (поддержка несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите (попавшие в трудную жизненную ситуацию, подвергающиеся насилию и агрессии со стороны взрослых, дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве).

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности несовершеннолетнего (социально-педагогическое и духовно-ценностное просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье).

Оказание помощи несовершеннолетним, их родителям (лицам их замещающим) и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений.

Повышение психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) несовершеннолетних, родителей (лиц их замещающих), педагогов.

Специальное педагогическое просвещение родителей (лиц их заменяющих) и педагогических работников по вопросам развития общей речевой активности, обогащению и активизации словарного запаса, развитию фонематического слуха, развитию грамматической стороны речи, обучения навыкам словообразования и словоизменения, развития артикуляционной моторики, развития связной речи и, наконец, коррекции произношения .

Консультирование родителей (лиц их заменяющих) и педагогических работников по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с недостатками в развитии речи, воспитанию детей с различными речевыми нарушениями.

Получение онлайн-консультаций по электронной почте.

Консультации по электронной почте осуществляются в виде переписки. Клиент задает вопрос или описывает ситуацию и получает ответ в срок не более чем через 72 часа.

Для соблюдения анонимности, при написании электронного письма вы можете указать любое имя. Указанный вами для обратной связи e-mail на сайте не публикуется.

Для получения консультации специалистов по электронной почте просьба обращаться на e-mail: milosdom @ mail . ru /

Получение онлайн-консультаций по Skype.

Консультации по Skype осуществляются еженедельно по вторникам и четвергам с 10 до 11 часов.

Для получения консультации по Skype просьба обращаться по адресу: milosdom 2015.

Основаниями для отказа в предоставлении услуг являются:

а) нахождение запрашиваемой услуги за рамками компетенции специалистов учреждения;

б) неэтичное или агрессивное поведение клиента.

В чем преимущества онлайн-консультирования?

Удобство получения помощи — консультацию специалистов Вы можете получить, не выходя из дома/офиса.

Экономия времени и денег — Вы можете проконсультироваться с специалистом тогда, когда это актуально для Вас, а не тогда, когда будет ближайший прием у специалиста, или у Вас появятся материальные возможности. Очень многие именно из-за отсутствия времени не могут записаться на прием к специалисту очно. Человек, представляя, сколько ему придется потратить времени и денег, прежде чем он доберется-таки до специалиста, внутренне отказывается от этой идеи и в результате остается наедине со своими проблемами и задачами.

Комфортность общения — переписка с специалистом по электронной почте для многих может оказаться более комфортным и безопасным и способом обсуждения своих трудностей.

Анонимность процесса консультирования — при консультировании онлайн Вы сами выбираете способ обозначения себя: используете псевдоним или называете свое настоящее имя. Как бы то ни было, Вы может рассчитывать на полную анонимность Ваших данных, поскольку онлайн-консультант следует тем же профессиональным и этическим стандартам, что при очном консультировании. Это создает безопасную атмосферу и, соответственно, больше возможностей для самораскрытия.

Какую бы консультирование ни приобретало форму — очную, или онлайн, следует помнить, что чем выше Ваша личная активность, чем более велико Ваше желание искать выход из сложившихся проблем, тем успешнее для Вас будет результат консультирования.

Заочная консультация не может служить полноценной заменой очной консультации,

но она может помочь вам сориентироваться в существующей проблеме.

Профессиональное консультирование

Профессиональное консультирование охватывает широкий спектр проблем, касающихся вхождения и последующего взаимодействия человека с миром профессий.

Профессиональное консультирование (professio – род занятий) представляет собой оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Консультант должен обладать как навыками изучения проблем клиента – изучение его интересов, склонностей, когнитивных и личностных особенностей, так знать социокультурную ситуацию, в рамках которой он оказывает помощь – знание мира профессий, требования, которые тот или иной вид деятельности предъявляет к человеку, состояние рынка труда, потребность в специалистах определенного вида и уровня.

Задача профессионального консультирования, таким образом, заключается в том, чтобы помочь человеку сформулировать профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся ситуации на рынке труда.

Профессиональное консультирование берет свое начало в конце XIX века в США. Основателем этого направления в консультировании считается Фрэнк Парсонс, который, будучи озабочен появлением на улицах большого числа не нашедших полезного занятия молодых людей, открыл в 1908 году в Бостоне «Бюро по бесплатной подаче советов по части выбора профессии». Он описал трехшаговый процесс, в ходе которого клиент узнает о себе и о профессиях и затем объединяет то и другое в процессе «принятия выверенного решения».

Ф. Парсонс писал: «…профессиональная ориентация позволяет с помощью разумного совета, руководства и соответствующей подготовки… предотвратить трату человеческой энергии, которая есть результат следующих явлений: во-первых, легкомысленного отношения к карьере, во-вторых, недостаточной подготовки к жизни, в-третьих, полного незнания своего «Я», своих собственных сил, наклонностей, стремлений, интересов, недостатков, а также их причин, и наконец, недостаточного ознакомления с экономическим положением страны в целом и отдельных районов в частности».

С 20-х годов XX века начинается активное развитие профориентационной деятельности как за рубежом, так и у нас в стране. В 70-80-е годы в нашей стране были организованы многочисленные профориентационные центры практически во всех регионах. В настоящее время работу по профессиональному консультированию в системе образования осуществляют школьные психологи, кроме того, работа в этом направлении ведется в Центрах занятости населения и кадровых агентствах.

Выделяют следующие виды профессиональной консультации:

информационно-справочная – в ходе которой клиенту сообщаются сведения о требованиях при приеме на учебу или работу, об условиях и каналах трудоустройства, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста и т.д.;

Читать еще:  Выращивание огурцов на арках

психодиагностическая – направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, определениях их соответствия требованиях профессии;

формирующая, в ходе которой осуществляется коррекция выбора профессии в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;

медицинская, заключающаяся в оценке состояния здоровья и определения степени его соответствия требованиям профессии (или ограничений по состоянию здоровья при выборе той или иной профессии).

Профессиональная консультация может проводиться в форме групповой или индивидуальной работы. При групповой консультации проводятся информационные беседы в форме профессионального просвещения. Индивидуальная профконсультация предусматривает два уровня ее проведения: выявление основных мотивов выбора профессии, степени осознанности и ответственности клиента в выборе профессии.

Выделяют следующие группы мотивов выбора профессии школьниками:

1) связанные с общественной значимостью профессии;

2) связанные с процессом и результатом деятельности, ее особенностями;

3) связанные со стремлением к самовыражению и самоутверждению: а) подражание идеалам; б) стремление быстрее утвердиться в жизни;

4) связанные с социальными установками (мода, новизна, семейные традиции, подражание друзьям);

5) связанные с удовлетворением материальных и духовных потребностей.

В профессиональном консультировании используются такие психодиагностические процедуры, как методы изучения профессиональных интересов и склонностей (опросник ДДО, тест Йовайши, тест Голланда и др.); методы изучения индивидуально-личностных особенностей (тест MMPI, тест Кеттелла, опросник Шмишека и др.); тесты на изучение способностей и определение уровня интеллекта.

Е.А. Климовым и С.А. Боровиковой проведена типизация и описаны наиболее встречающиеся варианты профконсультационных ситуаций:

1. Клиент хорошо ориентируется в мире профессий, выбрал одну их них в соответствии со своими интересам, склонностями и способностями, имеет представление о путях получения этой профессии, и обращается к консультанту с целью подтверждения правильности своего профессионального плана. В этом случае может быть достаточно одной беседы для обсуждения возможных затруднений и наметить запасные варианты. Однако за внешним благополучием ситуации могут скрываться сложные личные проблемы, для чего можно использовать биографический метод, а также батарею психодиагностических методик и только потом отработать окончательные рекомендации.

2. Клиент имеет несколько вариантов профессионального плана и испытывает трудности с выбором. В этой ситуации необходимо выяснить степень обоснованности его профессионального плана и мотивы выбора, уточнить область интересов, уровень притязаний, оценить степень общего развития и выраженности профессионально важных качеств, и после этого проводить коррекционную беседу.

3. «Конфликтная ситуация» — когда профессиональный план вызывает разногласие либо внутреннее (недооценка своих возможностей, завышенный уровень притязаний и др.), либо внешнее (с родителями, учителями). В этом случае, помимо диагностических процедур следует определить зону конфликта, а при внешнем конфликте провести беседу со сторонами конфликта.

4. Клиент не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженную склонность к определенному виду деятельности. Следует выявить причины отсутствия плана, очертить круг профессий, соответствующих склонностям клиента и помочь в формировании обоснованного профессионального плана.

5. У клиента нет ни профессионального плана, ни выраженных склонностей к определенному виду деятельности. В таком случае следует провести полное психодиагностическое обследование. Направленное не только на выявление склонностей, но и с целью выявления возможных мобилизационных механизмов для формирования профессионального плана (самооценка, самопознание, волевые процессы, мотивация и т.д.).

6. Ситуация «самопознания» — профессия выбрана, а обращение к консультанту является целью лучше узнать себя.

Важным вопросом в профессиональном консультировании, помимо выбора профессиональной направленности, является консультирование по проблемам поиска работы и трудоустройства. Стратегии поиска работы классифицируют на формальные (объявления о вакансиях, службы занятости, кадровые агентства), неформальные (контакты с друзьями, родственниками, сослуживцами) и прямые обращения к работодателям (в фирмы, на предприятия, в организации). В консультировании по этим проблемам наиболее эффективными и распространенными являются поведенческие подходы, тренинги с моделированием ситуаций собеседования при приеме на работу с использованием видеозаписи для обратной связи, тренировка в написании резюме.

Большая часть профессионального консультирования осуществляется в рамках организации, т.е. когда личность является частью организации в рамках системы. Как правило, профессиональное консультирование в организации реализуется в рамках ее кадровой политики.

Кадровая политика включает такие элементы, как анализ содержания труда персонала, планирование и прогнозирование потребностей в персонале, профориентация, подпор, адаптация, обучение и аттестация работников, социальная защита и поддержка работников и др. Как правило, кадровая политика реализуется в форме различных программ работы с персоналом. Такие программы разрабатываются как собственными специалистами, так и «внешними» консультантами. Одним из наиболее перспективных направлений в разработке программ работы с персоналом являются программы по развития персонала, которые, как правило, включают следующие виды работ.

Профессиональная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих профессиональных качеств, освоению элементов организационной культуры, принятию новой социальной роли и статуса. Следовательно, процесс адаптации имеет два аспекта: производственный – приспособление к собственно профессии, условиям труда, и социально-психологический – приспособление к коллективу, групповым номам и т.д. Роль консультанта заключается в активизации адаптационных механизмов клиента. Одним из основных путей приспособления человека к деятельности является выработка индивидуального стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему наиболее эффективных приемов и способов организации своей самостоятельной работы, некоторую устойчивую систему особенностей деятельности и индивидуально-личностных характеристик. Индивидуальный стиль деятельности во многом обусловлен типологическими характеристиками.

По этому признаку различают два стиля деятельности:

1) стиль деятельности, связанный с тщательным планированием, который в большей степени присущ лицам со слабой нервной системой и инертностью;

2) стиль деятельности, при котором основное внимание уделяется непосредственному выполнению деятельности, и корректировка выполняется по ходу работы, такой слить в большей степени присущ лицам с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов.

Аналогично в спорте различают атакующий стиль (сильная и подвижная нервная система) и защитный (слабая и инертная). Однако связь с типологическими свойствами не прямая, а чаще всего опосредованная, он может формироваться через способности, личностные свойства, подражание. Человек выбирает такой способ или прием деятельности, который позволяет ему максимально использовать свои возможности.

Не у всех людей сформирован индивидуальный стиль, особенно негативно это может сказаться на результатах деятельности, если человек старается подражать более успешным работникам, без учета своих особенностей. И задача консультанта в этом случае – помочь клиенту в выработке индивидуального стиля деятельности.

Читать еще:  ДЛЯ ТЕХ, У КОГО НЕТ ТЕПЛИЦЫ

Важным видом профессионального консультирования является консультирование по вопросам карьеры, которое является непременным атрибутом консультирования в организации. Оно включает такие вопросы, как планирование карьеры, принятие карьерных решений, корректировка карьеры и эффективность трудовой деятельности. Эти вмешательства могут осуществляться в форме индивидуальной.

Групповой (по специальным технологиям, таким как «Центр оценки») или цикличной (в рамках специальных программ) работы. Такого рода вмешательства в структурах муниципального управления строятся на интенсивном использовании методов профессиональной оценки, изучения профессионально важных качеств для различных видов деятельности, а также психодиагностических методиках, позволяющих информировать сотрудников о личностных качествах, необходимых для конкретной работы.

В процессе консультирования по вопросам карьеры решаются проблемы преодоления клиентом колебаний, нерешительности, определение типов карьеры, концептуализация вариантов карьерного роста, решение проблем, связанных с построением и корректировкой карьеры, а также психокоррекция индивидуально-личностных особенностей сотрудников, обеспечивающая повышение эффективности их деятельности.

Консультирование по вопросам карьеры

Планирование карьеры предполагает комплекс мероприятий по профессиональной ориентации работников, включая диагностику профессионально важных качеств и компенсаторные возможности человека. Поиск путей профессионального обучения, переобучения и роста, повышения квалификации, планирование сроков и периодов ротации кадров.

Одним из этапов профессионального пути является формирование профессиональных кризисов, когда дальнейшее развитие человека как профессионала, становится невозможным. Специфика профессионального, также как и личностного, кризиса состоит в том, что личность сталкивается с необходимостью выработки новых механизмов и стратегий адаптации. Профессиональный кризис может завершиться как позитивно, так и негативно для личности, что связано с прекращением профессионального роста и вероятностью ухода из организации. Американские ученые Миллер и Кетс де Вриес выделяют три основных кризиса, с которыми личность сталкивается в течение профессиональной деятельности.

Кризис «встречи с реальностью» связан с рассогласованием между ожиданиями работника, как правило, молодого специалиста, от организации и реальностью, с которой он сталкивается в этой организации. Основными факторами развития кризиса являются: завышенные ожидания работника, касающиеся возможностей и скорости продвижения, система оплаты труда, отношения с руководством и коллегами, чувства недооценки собственной значимости и способностей, содержание трудовой деятельности (рутинная работа, недостаток самостоятельности деятельности и др.). В связи с этим у выпускников профессиональных учебных заведений отмечается достаточно высокий процент увольнений в течение первых 6-12 месяцев с момента поступления на работу. Успешное прохождение этого этапа сменяется вхождением в трудовой процесс, благополучной социализацией и профессиональным ростом.

Кризис «середины карьеры». Хронологически кризис середины карьеры чаще всего совпадает с кризисом середины жизни. Это кризис связан с осознанием личностью своих возрастных профессиональных ограничений, пониманием того, что многие возможности, связанные с развитием карьеры, упущены. Негативным исходом данного кризиса является застой в профессиональном развитии, человек не видит возможности для самореализации или же достигнув определенных высот, положения, пытается только удержаться на достигнутом, появляется неудовлетворенность своей работой и организацией в целом. Позитивный исход – принятие ограничений, освоение новой профессиональной роли, например, наставника по отношению к более молодым работникам.

«Предпенсионный кризис» обусловлен острым переживанием резкого изменения в финансовом и социальном положении, связанным с предпенсионным и пенсионным периодами жизни человека. Основными источниками дезадаптации является осознание своей профессиональной невостребованности, а также сложностью структурирования жизни после прекращения трудовой деятельности. Одним из позитивных исходов в решении данного кризиса может стать привлечение работников в качестве консультантов при решении ряда организационных проблем.

Психологическое консультирование онлайн: сайты, методы, рекомендации

Переписка, общение по Skype, форумы – дистанционное психологическое консультирование набирает всё большую популярность. На каких сайтах можно работать психологом удалённо, в чём особенности формата, с чего начать и что важно знать онлайн-консультанту.

Работать психологом онлайн: где и как?

В Рунете по запросу «психолог онлайн» поисковая система выдаёт 16 млн результатов.

Наиболее популярными ресурсами всероссийского масштаба являются сайты, где психологи консультируют клиента в режиме онлайн и предусмотрена возможность записи к психологу в своём городе на личный приём.

На основных интернет-ресурсах предлагаются следующие виды услуг:

  • Переписка через приватный чат (систему личных сообщений);
  • Запись на онлайн консультирование по Skype;
  • Запись на личный приём у психолога;
  • Возможность задать вопрос на форуме (в том числе анонимно);
  • Тренинги (как правило, групповые).

Также на сайтах обычно хранится архив вопросов и форумных тем, чтобы человек мог найти информацию по своей проблеме, прочитав комментарии психологов о похожих ситуациях.

Анализ 10 наиболее популярных русскоязычных сайтов психологических услуг показал, что самыми популярными сегодня являются консультации через сообщения и форум (46%), на втором месте – консультации по Skype (37%), на третьем – психологические тренинги (17%).

При удаленном консультировании используют два способа общения:

  1. Синхронная коммуникация в «реальном времени»: психолог и клиент одновременно находятся в Сети и общаются через онлайн-мессенджеры Skype, WhatsApp, Viber и др. по видео или аудиосвязи.
  • Преимущества: Такой вид контактов сохраняет спонтанность, эффект личного присутствия и «живого» общения. Есть возможность воспринимать и интерпретировать вербальные сигналы.
  • Недостатки: Если клиент и консультант в разных часовых поясах, то этот метод связи может быть неудобным или недоступным.

2. Асинхронная коммуникация предоставляет больше свободы. Ресурсы – электронная почта, блоги, чаты и программы-коммуникаторы, сохраняющие информацию.

  • Преимущества: Каждый участник диалога отвечает, когда готов ответить. Есть время для размышлений, поиска дополнительной информации, более тщательного рассмотрения проблемы, что позволяет давать качественную обратную связь. Сохранение информации позволяет анализировать процесс взаимодействия, можно возвращаться к ранее сказанному (написанному).
  • Недостатки : Формат не подходит, если нужна немедленная психологическая поддержка. Нельзя интерпретировать язык тела, необходимо полагаться лишь на вербальную информацию. Не всегда люди могут объяснить свои чувства и мысли в письменном виде, иногда клиенту проще говорить.

Л. О. Андропова, кандидат психологических наук, эксперт МГАПС по онлайн-консультированию считает консультации в Skype наиболее удобной формой взаимодействия с клиентом, поскольку видеосвязь наиболее приближена к формату личного общения, и уточняет: онлайн-консультации не должны решать проблемы клинического характера. Работа по интернету ближе к технологии коучинга и помогает человеку самому справиться с возникшими трудностями под руководством профессионала.

Методы и ограничения в онлайн-консультировании

Психолог, работающий онлайн, использует обычный алгоритм: выявляет особенности личности клиента и его проблемы, разбирается в причинах возникновения сложностей, сообщает о результатах, помогает найти пути решения. Для этого используются стандартные методы, как в личной консультации:

  • Интервью, наблюдение, активное слушание;
  • Вербальное проявление эмпатии, оказание психологической поддержки;
  • Фокусирование на главном, анализ проблемы;
  • Информирование клиента о психологических закономерностях;
  • Поиск выхода из сложившейся ситуаций и оптимальных моделей поведения.
Читать еще:  Подготовка флоксов к зиме.

В онлайн-консультировании невозможно классическое использование многих психотерапевтических методов, таких как:

Профессиональные психологи не работают онлайн со всевозможными зависимостями: алкогольной, наркотической, пищевой. Затруднена отработка новых способов поведения и навыков, выполнение упражнений по самостоятельной диагностике проблемы, дифференцированию переживаний, невозможно обучение саморегуляции.

Чтобы быть эффективной, такая работа требует прямого контакта хотя бы на первых этапах, в таких случаях дистанционно проводят дальнейшую поддержку на этапе, когда клиент уже работает самостоятельно.

Рекомендации для начинающих онлайн-консультантов от Андроповой Людмилы Олеговны, психолога с 14-летним опытом практической работы, преподавателя программы «Психологическое консультирование и психодиагностика».

Обязательное качество для успеха дистанционного психологического консультирования по переписке ‒ умение специалиста пользоваться письменной речью, грамотность, точность слов и выражений, способность направлять разговор в нужное русло. Нередко на профильных сайтах предусмотрена возможность задать вопрос бесплатно, давая на такой вопрос полезный и развёрнутый ответ, вы можете пригласить потенциального клиента к дальнейшей переписке, рекомендовать ему работу по Skype или запись на личный приём. От качества первого ответа зачастую зависит желание клиента продолжать работать с конкретным психологом, поэтому стоит постараться вникнуть в проблему, написать предположения и методики, посредством которых лучше всего вести работу по данной ситуации. В письменном сообщении вы можете дать человеку ссылки на свои ответы на похожие вопросы (если они в свободном доступе), на статьи (лучше всего – вашего авторства), круглые столы, форумы по его проблеме.

В общении по Skype и посредством других программ-коммуникаторов следует работать над выразительностью устной речи, тренировать навыки активного слушания и убеждения. Нужно уметь придерживаться одной темы и давать краткие, но полные ответы на поставленные вопросы. Необходимо также позаботиться о качестве связи. Как правило, на сайте предусмотрен график записи, где отмечено, какие дни и часы у психолога заняты и когда можно записаться. Ведите его очень внимательно, чтобы не отказывать человеку в консультации в выбранное им время и укажите точные цены за час работы.

За 5 минут до начала сеанса отправьте клиенту приветствие, чтобы он успел настроиться и подготовиться к консультации. Стандартная продолжительность онлайн-встречи – 60 минут. В процессе консультирования можно применять различные техники, интерактивные материалы, например, можно посмотреть видео и обсудить его, удобно работать с изображениями.

Начать консультировать онлайн может как опытный психолог, так и человек, недавно получивший образование. Вы можете зарегистрироваться как консультант на одном из ресурсов-посредников или создать собственный сайт. Конкуренция специалистов в области дистанционного консультирования значительно выше, чем в личном, но и востребованность услуг в таком формате велика. Поэтому, при желании, обязательно стоит попробовать себя в онлайн-формате, это – бесценный опыт.

Сделать первые шаги в карьере психолога можно, пройдя обучение по направлению психотерапии и психологического консультирования в Гуманитарной академии переподготовки работников социальной сферы.

Профессиональное консультирование

Профессиональное консультирование — это вид консультативного помощи, направленный на профессиональное самоопределение человека. Как правило осуществляется в специализованных центрах занятости, где предоставляется помощь с трудоустройством, проводится работа с безработными, решаются проблемы изменения работы, профессии, организации собственного бизнеса и др.

Профессиональная консультация заключается в помощи людям при выборе профессии, а также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество и ее индивидуальные качества.

Профконсультирование — составная часть системы профессиональной ориентации. Оно проводится с учетом физических и психологических особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общей и профессиональной подготовки, медицинских и психологических требований к работнику данной профессии, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможности трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям.

Функции профконсультирования (как составляющей части системы профориентации) являются задачей психологов-консультантов системы образования, социальных служб для молодежи и др. Так, в рамках школьной психологической службы профессиональная консультация помогает школьникам выбрать будущую профессию, выяснить собственное призвание, сформировать психологическую готовность к выбору профессии и др.

Во многих государствах система профориентации молодежи включает в себя и психологическую консультацию. Она обычно проводится в форме беседы клиента с психологом.

Формы профессиональной консультации:

  1. Справочная (профинформация) — сообщение информации об имеющемся спросе на рабочую силу и возможностях профессионального обучения; условиях приема в профессиональные учебные заведения; особенностях отдельных профессий (содержание и условия труда, требования, предъявляемые к работнику, области применения профессии, возможности дальнейшего повышения квалификации и продвижения, условий оплаты и т.д.);
  2. Простейшая (например, в школе — практические советы учителей, родителей, хорошо знающих ученика, особенно когда он не может сделать самостоятельного выбора или делает его в явном противоречии с личными качествами и экономической ситуацией);
  3. Определение профессиональной пригодности на основе психологического изучения личности. Эта форма профессиональной консультации наиболее ответственна и должна проводиться только специалистами.

Профессиональная психологическая консультация основывается на следующих принципах:

  • добровольность участия клиента в консультации.;
  • его активность в принятии решения;
  • конфиденциальность диагностической информации;
  • многовариантность выбора.

Психологическую профессиональную консультацию обычно проводят в несколько этапов. Она включает в себя:

  • предварительную беседу;
  • психологическую диагностику способностей и склонностей;
  • коррекцию представлений клиента о себе и конкретной профессии;
  • выработку плана жизненного пути и определения профессионального выбора;
  • «обратную связь» о полученных результатах.

На сегодняшний день разработаны многочисленные системы профориентационных тестов и опросников, профориентационных игр, компьютерных профконсультационных систем и т.п.

Профконсультант как специалист, предоставляющий услуги в сфере профессионального консультирования, должен иметь соответствующую подготовку и владеть современным арсеналом психодиагностических методик для измерения психологических качеств человека, имеющих значение для выбора профессии. При необходимости он предоставляет помощь в прохождении собеседования, составлении резюме, оценке собственных возможностей и потребностей в процессе поиска работы и др.

Как и при психотерапевтическом консультировании, профориентационное должно быть:

  • абсолютно открытым (т.е. клиент имеет право знать все его результаты);
  • конфиденциальным (его результаты не подлежат обнародованию);
  • анонимным.

Профконсультационная помощь носит рекомендательный характер и не должна роковым образом влиять на судьбу клиента. Исключением из этого правила являются творческие конкурсы в некоторые учебные заведения (например, театральные или художественные) и отбор некоторых профессий, которые требуют особых психофизических данных (спортсмен, летчик, космонавт и т.п.).

Источники:

http://milosdom.edusite.ru/p29aa1.html
http://studopedia.ru/13_95065_professionalnoe-konsultirovanie.html
http://mgaps.ru/news/59
http://psyfactor.org/personal/personal15-06.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector