ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

Внимание, виды и свойства внимания

Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

— прочность и избирательность памяти;

— направленность и продуктивность мышления.

Основные функции внимания:

-отбор значимых воздействий и игнорирование других;

-сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

-регуляция и контроль протекания деятельности.

Основные виды внимания:

1. В зависимости от волевых усилий личности:

непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;

произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;

послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.

2. По характеру направленности:

внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;

внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.

3. По происхождению:

природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;

социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;

4. По механизму регуляции:

непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.

5. По направленности на объект:

Основные свойства внимания:

Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.

Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.

Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Память как психический познавательный Памятьюназывают процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

Виды и формы памяти:

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.

Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:

по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.

по степени осмысленности:

механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;

смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

в зависимости от установки:

кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

по материалу, сохраняемому памятью:

когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;

эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;

личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.

109.201.143.59 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Внимание: свойства, функции и виды

Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Читать еще:  Действенный способ борьбы с выпадением волос в домашних условиях

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

  • активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
  • способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
  • обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • определяет точность и детализацию восприятия,
  • определяет прочность, и избирательность памяти,
  • определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
  • выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
  • для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
  • в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
  • о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
  • внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Основные виды внимания:

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное внимание — связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Формы расстройств внимания:

1. Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;

2. Уменьшение объема внимания;

3. Инертность (малая подвижность) внимания – невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;

4. Гипо- и апрозекксияневозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.

7 способов привлечь внимание любой аудитории

Примените эти трюки, и ни один слушатель не заскучает на вашем выступлении.

1. Движение

Представьте, что вам нужно заставить кого-то неотрывно наблюдать за точкой на стене. Это практически невозможно: наши глаза постоянно хотят двигаться, скользить от одного предмета к другому. А попытка задержать взгляд, скорее, вызовет желание поспать.

Чтобы захватить внимание, нужно движение. Как в прямом смысле — хождение по аудитории или сцене, так и в переносном — переход от одной темы к другой. Даже если вам нужно надолго остановиться на определённом вопросе, периодически касайтесь отвлечённых тем, рассказывайте истории из жизни. Так вас легче будет слушать.

2. Неожиданность

Повторяющиеся вещи заставляют нас скучать. Люди, которые рассказывают одни и те же истории, политики, использующие одни и те же аргументы, вызывают желание отвлечься на что-нибудь другое.

Чтобы вас воспринимали с интересом, оставляйте место для тайн. Меняйте хронологию рассказа, заставляйте слушателей гадать, что будет дальше. Начинайте издалека, проводите необычные параллели, делайте вид, что ведёте к одной развязке, и резко сворачивайте к другой.

Перечитывая свою речь, выясните для себя, что именно будут ждать слушатели в каждый момент, — и разрушайте эти ожидания.

3. Продуманное поведение

Одна из самых важных вещей в публичных выступлениях — поведение спикера. Если говорить без энтузиазма, устремив глаза в пол, закрываться от слушателей и не проявлять интереса к теме, то аудитория будет делать то же самое — скучать и мечтать, чтобы это поскорее закончилось.

Подумайте, какие эмоции вы хотите вызвать у слушателей, и ведите себя соответствующе. Если от людей вам нужен поток идей, то общайтесь с напором. Если интерес и радостное воодушевление, то говорите открыто и энергично. Подобное рождает подобное — это правило работает и в сфере выступлений.

Читать еще:  Секреты выращивания пекинской капусты

Возьмите на заметку 😎

4. Цепочки утверждений

Представьте, что вам поступает холодный звонок от какой-нибудь компании. И первое, что у вас спрашивают: «Вы не хотели бы воспользоваться нашими услугами?» Разумеется, вы отвечаете: «Нет». Теперь звонившему придётся проявить чудеса убеждения, чтобы заставить вас передумать, и ему это вряд ли удастся.

Если мы начинаем отрицать что-то, всё наше естество направлено на то, чтобы настоять на своём и не менять позицию. Мы закрываемся, начинаем скептически относиться к словам собеседника и с большой неохотой принимаем чужие идеи, даже если они никак не относятся к вопросу, на который мы отвечали изначально.

Поэтому необходимо создавать цепочки утверждений. Задавайте людям очевидные вопросы, чтобы получить в ответ несколько «да». Это создаст благоприятные условия для восприятия ваших идей и расположит аудиторию к вам. Человек, сказавший «да», психологически настроен впитывать информацию и охотно слушать.

5. Вопросы

Ещё один хороший способ оживить аудиторию и заставить людей вам внимать — задавать вопросы. Публичные выступления — это, как правило, одностороннее взаимодействие. Спикер рассказывает, остальные слушают. Но если вы чувствуете, что внимание людей начинает ускользать, задайте им вопрос.

Это переворачивает схему взаимодействия: теперь слушателям приходится говорить, а вам слушать. На секунду аудитория получает контроль над ситуацией, и это вызывает интерес, заставляет быстро отреагировать. Люди чувствуют себя включёнными в разговор, что гораздо веселее, чем просто воспринимать информацию.

Подготовьтесь ❓

6. Включение нового

В людях заложена тяга к новой информации. Это одна из причин, по которой мы так любим читать новости. Эту черту можно использовать в своих целях. Чтобы сделать речь более захватывающей, добавьте в неё новостей, которые касаются вашей темы, но могут вызвать интерес и сами по себе.

Это может быть новое изобретение, которое перевернёт всю индустрию, удивительное открытие в смежной области или нечто, связанное с городом или страной, в которой вы выступаете. Главное — помнить, что в новости должно быть достаточно знакомой информации, иначе аудитория не сможет её воспринять. Слишком много нового — это так же плохо, как и его отсутствие.

7. Дозирование

Порой хочется рассказать аудитории всё и сразу, поделиться максимумом информации, потому что время ограниченно, а опыта и знаний у вас накопилось много. Но лучше притормозить. Человек может воспринять не так уж много данных за единицу времени, и превышение этого порога приведёт к тому, что ни один из ваших тезисов не запомнится.

Если вы хотите, чтобы слушатели действительно уделили внимание вашим словам, выберите одну-две главные идеи и транслируйте их. Можете обрамить их менее важными тезисами, историями из жизни и другой информацией, главное — не терять фокус. Если ваша речь будет сконцентрированна, то и аудитория тоже.

Игры для развития концентрации внимания

Для чего необходимо развивать внимание?

Человеку, в любом возрасте, сложно сконцентрироваться из-за отвлекающих факторов: посторонний шум, суета вокруг, и даже собственные мысли.

Мир не останавливается, для того чтобы мы спокойно решили своих задачи.

И если не решать проблему с концентрацией, то возникают такие серьезные проблемы как: провалы в учебе и на работе, разлад в семейной жизни, сложности с освоением новых навыков.

Если Вы читаете это страницу, значит вопрос об улучшении внимания, стал актуальным. А если есть проблема, будем её решать.

Как повысить концентрацию внимания?

Все хорошее к чему стремиться человек, проходит через трудности. Их преодоление и повышает цену, полученных умений. Чтобы преодоление не становилось «вечным боем», достаточно придерживаться основных правил:

Первое правило: главное заставить себя начать, а потом станет легче.

Считается, что существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

  • Произвольное внимание базируется на силе воли индивидуума. Это оно помогает заставить себя делать домашние дела, несмотря на такие помехи, как лень.
  • Непроизвольное внимание срабатывается независимо от нашего желания, когда сила посторонних раздражителей, затмевает другие моменты. Например, мы пытаемся уснуть, но вдруг начинаем прислушиваться к скрипам и шорохам в соседней комнате.
  • Послепроизвольное внимание возникает в результате сосредоточения. Преодолевая трудности во время произвольной концентрации, человек привыкает к ним, и сама деятельность начинает вызывать интерес. Именно в этом состоянии выполняется и решается большинство жизненных задач.

Правило второе: регулярность, быстро переходит в хорошую привычку.

Определите себе точное время для занятий и тренировок. Для начала хватит и нескольких минут в день.

Но обязательное условие: пропускать нельзя!

Достаточно один раз дать себе слабину, и считайте, что все придется начинать сначала. Без силы воли (произвольное внимание), на первых парах, не обойтись.

Правило третье: творческих подход, к решению проблемы — это всегда успех.

Не превращайте свои занятия в рутину. Нет ничего хуже постоянно заставлять себя заниматься скучным делом. Есть много вариантов тренировки внимания.

Выбирайте тот, что более всего подходит лично Вам.

Тренировка внимания: Осознание мира

Находясь на улице или на работе, постарайтесь сконцентрировать внимание на том, что происходит вокруг. Подмечайте для себя: где идете, что делаете, кто рядом, чем заняты окружающие, какая погода.

Не позволяйте себе уйти в прострацию и держите внимание.

Для усложнения задачи: отмечайте количество повторяющихся факторов. Например, сколько раз коллега сбежал на перекур, или сколько красных машин затормозило на светофоре.

Выполняя привычные действия, совершайте их осознано. Для начала, сосредоточьтесь на выходе из дома, проконтролируйте каждый свой шаг. Как умылись, оделись, позавтракали, вышли из дома.

Это занятие, не только поможет увеличить силу внимания, но уберет тревожные вопросы: выключил ли утюг, закрыл ли дверь.

Читать еще:  Какая терраса вам больше по душе

Тренировка внимания: Новый взгляд

Попробуйте посмотреть на окружающие Вас предметы более внимательно.

Придумывайте новые свойства для того или иного предмета. Отмечайте качество и внешний вид вещей. Постарайтесь увидеть вокруг себя то, чего не замечали раньше.

Такое упражнение помогает научится переключать внимание с одной задачи на другую.

Тренировка внимания: Медитация

Как ни удивительно, но медитация очень хорошее упражнение для улучшения внимания. Включив хорошую музыку или в полной тишине, полностью расслабьтесь, примите удобную позу. Дышите плавно и свободно. Отвлекитесь от посторонних мыслей.

Переведите мысленный взгляд на кончик носа, и зафиксируйте внимание на нем. Следите только за ощущениями, дыханием и мысленном взглядом на кончике носа.

Как только мысли переключатся на что-то другое, вернитесь в начальную точку.

Игры и упражнения для повышения внимания.

Игр для развития памяти и внимания невероятное количество, и каждый день придумываются новые. Мы приведем здесь ряд, наиболее интересных упражнений, способствующих общему развитию мозговой деятельности.

Упражнения можно выполнять всей семьей, превратив личную тренировку, в развлечение для всех домочадцев.

Для некоторых упражнений, потребуются дополнительные атрибуты, которое можно подготовить самостоятельно или заказать на нашем сайте.

Активная разминка для повышения концентрации внимания — «Алфавит».

Одна из любимейших игр для детей младшего школьного возраста.

Задача:
верхний ряд – буквы, которые нужно называть вслух,

нижний ряд – буквы, которые обозначают какую руку поднимать вверх (П – правая, Л – левая, О – обе),

одновременно называйте верхнюю букву и поднимайте нужную руку.

Упражнение улучшает концентрацию и внимательность ребенка.

Довольно известная и веселая разминка для ума «Цветные Слова».

Часто используется в качестве разминки на занятиях как с детьми, так и со взрослыми.

Задача: Нужно произнести вслух ЦВЕТ написанного слова, а не читать слово как есть.

Упражнение способствует формированию связей полушарий мозга, улучшает концентрацию и внимательность. Кроме того, данное упражнение используется в профилактики болезни Альцгеймера.

Тест Бурдона для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в задании буквы или знаки.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (не зачеркнутых) знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков.

Концентрация внимания оценивается по формуле:

С–число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П–количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С.

Развитие внимания по таблицам Шульте.

Вам понадобятся таблицы с разбросанными хаотично цифрами.

Задача – как можно быстрее найти их по-порядку от 1 до 25. Детям можно показывать на цифры пальцем (ручкой), взрослым достаточно пробежать по ним глазами.
Засеките время по секундомеру на прохождение каждой таблицы. Закончив поиск цифр на одной таблице, запишите время, и переходите к следующей.
Средние нормативы на одну таблицу: 7-9 лет – 1 мин 10 сек. Взрослые – 40 сек.

Таблицы Шульте можно использовать и как тренажер, то есть проделывая выше сказанное регулярно Вы:

  • натренируете внимание, улучшите его отдельные показатели
  • концентрацию, распределение, переключение, устойчивость к стрессовым воздействиям,
  • повысите скорость чтения (скорочтение),
  • улучшите быстроту реакций.

Игра на развитие памяти: Один Лишний.

На второй картинке Вы увидите три домика. Быстро просмотрев их, определите, кто из жителей в домиках лишний.

Затем откройте третью картинку и вспомните, кто жил в красном, синем и зеленом домиках, и кто оказался непрошенным гостем.

Просматривая список жителей домиков, используйте образное мышление.

Для лучшего запоминания, слова связываются в единый рассказ или картинку.

Игра на внимательность: Змейка.

Правила игры просты.

Двигаясь по часовой стрелке от ячейки к ячейке, нужно запомнить количество повторений каждого рисунка.

Добравшись до Финиша, листок с игрой убирается, и игроку нужно назвать каких и сколько предметов было изображено в «змейке».

Есть несколько вариантов игры:

  • запоминание количества предметов;
  • запоминание количества цветов;
  • запоминание последовательности.

Данную игру можно использовать в качестве разминки во время занятий.

Графический диктант.

Упражнение предназначено для детей младшего возраста.

Для занятия потребуется:

  • лист бумаги в клеточку;
  • ручка или карандаш;
  • исходный рисунок.

Игра помогает выучить понятия вверх, вниз, право и лево, оттачиваются навыки счета.

Ребенку предлагается рисовать линии по клеточкам, следуя указаниям преподавателя.
Благодаря данной игре, у ребенка тренируется концентрация внимания и мелкая моторика.

Игра на развитие внимательности: Поиск предметов.

Очень простая, но полюбившаяся многим, игра.
Задача: запомните названия предметов, и найдите их на картинке с комнатой.
Важно: не подглядывать в список предметов и найти все.

Интересный вариант игры: когда на столе помещаются предметы, ребенку дается время запомнить их.

После чего ребенка просят отвернуться, и часть предметов убирают, а остальные меняют места.

Задача: определить какие предметы пропали.

Игра на развитие памяти и внимания: Запоминай-ка.

Посмотрите на вторую картинку и запомните значки.

Открыв третью картинку- постарайтесь назвать все те значки, что пропали.

Игру можно разделить на две сложности:

  • Запоминать по строчкам.
  • Запоминать всю таблицу сразу.

Важно: не подглядывать!

Контакты Школы Эйдетики:
E-mail: matugin@mail.ru

Skype: igor_matugin

Отправляя персональные данные через форму на сайте, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь на политику конфиденциальности.

Источники:

http://studopedia.ru/10_177341_vnimanie-vidi-i-svoystva-vnimaniya.html
http://hr-portal.ru/article/vnimanie-svoystva-funkcii-i-vidy
http://lifehacker.ru/kak-privlech-vnimanie/
http://matugin-eidos.com/vnimanie/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector