Создание условий для гармоничного развития ребенка задача не из легких

Содержание

Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.

Кто из нас не был ребенком? Кто не хотел скорее вырасти? Кто не возмущался непониманием родителями? Кто не доказывал, что он уже большой своим папе и маме? Кто не отстаивал свое право на личное мнение?

Почему-то, когда мы сами становимся родителями, мы забываем, или частично помним, те моменты, когда от бессилия перед воспитательными методами отцов своих не хотелось жить. Такие сильные эмоции носят накопительный характер и суммируются постепенно, внезапно находя выход в виде нервных срывов и истерик. Вчера, допустим, у ребенка грубо отобрали поднятую с земли палку. Сегодня – резко прервали игру с любимым мишкой, усадив за стол. А завтра – не дав досмотреть мультфильм, получили протест в виде ручья слез, оглушительного крика и битья ногами по полу (я один раз даже наблюдала, вдобавок к этому, плевок четырехлетней девочки маме в лицо).

Как бы хотелось, чтоб наши дети росли полноценными личностями и были здоровы в психическом плане! Условия для гармоничного психического развития ребенка так просты, почти банальны:

  • Воспринимаем ребенка на равных.
  • Уважаем ребенка.
  • Предоставляем свободу.
  • Любим безусловно.

Если рассмотреть, что значит каждый пункт, получается:

  • Воспринимаем ребенка на равных. Это вовсе не значит, что 3х месячный малыш взрослый только ростом мал. Я здесь о том, что желательно учить ребенка, как друга, личным примером. И, конечно же, учиться самому у него. Не должно удивлять, что у 2х-летнего можно чему-то научиться, сколько тут искренности чувств, исследовательского пыла, упорства в достижении желаемого и многого другого чего полезного, дефицитного для многих взрослых. Ведь учимся мы у своих друзей, учим их одновременно. Но, согласитесь, тяжело общаться с другом, который относится к нам не на равных. А если такое общение постоянно и необходимо, можно заработать себе не слабый невроз.

Один из важных моментов здесь – не приписывать ребенку качества взрослого. Младенцы, например, не умеют манипулировать и делать что-то специально, дети 1-3х летнего возраста не умеют врать и строить интриги, придумывать что-то. Важно помнить, что ребенок живет эмоциями здесь и сейчас. Наше задача помочь приобрести самоконтроль и воспитать самосознание.

  • Уважаем. Уважать, помимо того, что мы сами подразумеваем под этим понятием, я имею в виду чувства и желания. Люди – не роботы, и кушать точно по расписанию, ложиться спать в одно и то же время и пр. не под силу никому. Представьте ситуацию, читаете книгу, к вам подходят, забирают книгу, одевают и выводят на улицу гулять (кладут спать, моют, начинают кормить, суют в руки карандаши, что угодно). Не очень хорошо да? А что ребенку? Без меня, меня женили получается… Предоставляйте выбор!

Здесь знать и учитывать, что очень маленькие дети не могут сделать выбор в силу слабо развитой нервной системы. Им хочется все сразу и побольше. Наша помощь им будет кстати, только в демократичной форме, с их разрешения. Можно иногда использовать прием выбор без выбора («Ты пойдешь кушать сейчас или когда закончится мультфильм?»).

  • Свобода. Этот пункт продолжение предыдущего по сути. Плюс еще свобода в деятельности. Задача родителей обеспечить безопасность окружающего пространства, научить бытовым действиям. Очень важно сохранить и приумножить природное любопытство, которое впоследствии вытекает в познавательную деятельность и развивает интеллект.

О любви к детям (4 пункт) будет следующая статья.

Создание условий для гармоничного развития ребенка
методическая разработка (5 класс) по теме

Роль классного руководителя я вижу в качестве «проводника по стране знаний» и «старшего товарища», поэтому помогаю включиться классу в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы индивидуально-личностного развития. Только в содружестве с ребенком и его семьей, создав условия для гармоничного развития его личности, можно зажечь тот неповторимый огонек, который разгорится как факел.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Создание условий для гармоничного развития ребенка

Все высшие духовные потребности человека – в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации – являются стремлением к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья – значит открыть путь к повышению качества школьного образования.

Доминанта самосовершенствования – установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя – может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

Педагогический коллектив средней школы №5 под руководством директора школы Людмилы Тарасовны Филоненко три года работает и создает условия для гармоничного развития детей, используя технологию саморазвивающего обучения Германа Константиновича Селевко.

Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их важнейшими особенностями.

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности :

  1. в самоутверждении (самовоспитание, самообразования, самоопределение, свобода выбора);
  2. в самовыражении (общение, творчество, самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
  3. в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
  4. самоактуализация (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Система саморазвивающего обучения (СРО) включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы.

  1. «Теория» — освоение теоретических основ самосовершенствования. В школе был введен спецкурс «Самосовершенствование личности» с 5-го по 6-ой класс.
  1. «Практика» — формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня.
  1. «Методика» — реализация и внедрение форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

Спецкурс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.

I-IV. Начало этики (саморегуляция поведения);

  1. Познай себя (психология личности);
  1. Сделай себя сам (самовоспитание);
  1. Учись учиться (самообразование);
  1. Культура общения (самоутверждение);

В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим:

  1. психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;
  1. составление программ по разделам курса;
  1. осмысление, рефлексию жизнедеятельности;
  1. тренинг и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

На занятиях формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны, я – концепция (я могу, я способен, я нужен, я творю, я свободен, я выбираю, я оцениваю), происходит самооткрытие личности и гармоническое развитие ребенка.

1. Факторы и условия, способствующие углублению

  1. Применение тестовых задач и специальных тестовых заданий, раскрывающих актуальный и потенциальный уровень развития знаний, умений и, особенно, творческих способностей и других личностных качеств учащихся.
  1. Побуждение учащихся к творческой рефлексии, к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств.
  1. Побуждение учащихся к нахождению собственных ошибок, их анализу и осмыслению.
  1. Диалог с учащимися относительно их достоинств и недостатков.
  1. Создание ситуаций успеха, в которых учащийся реально бы осознал потенциальный уровень своих способностей.
  1. Постановка заданий на самооценку деятельности учащийся.
Читать еще:  Как вырастить ремонтантную малину

2. Факторы и условия, способствующие творческому

  1. Профилизация, дифференциация и индивидуализация обучения.
  1. Предоставление учащимся задач и заданий по выбору.
  1. Предоставление учащимся прав выбора факультативных предметов, кружков, секций и других форм организации деятельности, где они могли бы максимально проявить себя.
  1. Организация учебной, творческой и других видов деятельности учащихся с учетом их интересов и склонностей.
  1. Обучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности.
  1. Беседы с учащимися об их профессиональном выборе, профессиональном будущем.
  1. Приобщение учащихся к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам.

3. Факторы и условия, способствующие повышению эффективности самоуправления, самоорганизации учащихся.

  1. Обучение целеполаганию, планированию различных видов деятельности.
  1. Обучение умению принимать оптимальные решения.
  1. Корректировка своих планов, программ.
  1. Самоанализ, самоучение по результатам сделанного за день, неделю, месяц, год с точки зрения продвижения в саморазвитии.
  1. Постепенное усложнение задач, заданий. Побуждение к учебе, работе на пределе своих способностей.
  1. Побуждение учащегося к диалогу относительно его «Я-концепции»: «Я-реального» и «Я-идеального».

4. Факторы и условия, способствующие

  1. Критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути.
  1. Самоотношение «Я-идеального» и «Я-реального», их сравнение.
  1. Выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств.
  1. Разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед.
  1. Хронометраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени.

5. Факторы и условия, способствующие творческой

  1. Периодическая организация учебно-творческой деятельности учащихся на пределе их сил и способностей.
  1. Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий.
  1. Четкое ограничение сроков (времени) на выполнение задач и заданий.
  1. Специальное обучение учащихся мобилизации и релаксации.
  1. Организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений учащихся.
  1. Показ значительности того вида творческой деятельности, где личность стремится максимально реализовать себя.
  1. Создание для учащихся ситуации успеха.
  1. Похвала, поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений.

Условия развития и саморазвития личности в семье.

Семья, как сложный социо-культурно-психолого-педагогический организм, имеет внутренние механизмы и, соответственно, условия развития и саморазвития.

Не ставя своей задачей вскрыть их все, остановимся лишь на самых важных и наиболее значимых. Важнейшим условием семейного воспитания, развития и саморазвития личности в семье можно с полным основанием отнести любовь к детям, взаимную любовь между всеми членами семьи, которая и создает то неповторимое духовное поле семьи, что отражает смысл её полноценной жизни. Немаловажное значение для развития ребенка, а затем подростка, имеет общий стиль взаимоотношений, которые складываются между родителями и детьми.

Среди различных вариантов межличностных взаимоотношений можно выделить семь стилей:

  1. Сотворчество – идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.
  1. Сотрудничество – для этого стиля взаимоотношений характерна взаимопомощь и взаимоподдержка.
  1. Паритетные – то есть равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.
  1. Независимые – каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других.
  1. Конкурентные – характеризуют стремление противопоставить одного другим, иметь преимущества перед остальными членами семьи.
  1. Конфликтные – любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводит к конфликту.
  1. Авторитарные – это тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле.

Одна из целей воспитания – создание условий для творческой самореализации воспитанника в духовной, интеллектуальной, физической сферах его жизнедеятельности. Если человек, в том числе в детские и юношеские годы, не найдет возможности заявить о себе, самореализовать все свои растущие силы, способности, то он не проявит себя на предмет своих творческих способностей. Реализуя себя полностью в играх, учебе, спорте, в различных видах художественного, технического и других видах творчества, человек мобилизует свои силы и способности, следовательно, и развивает себя.

10 универсальных правил гармоничного развития ребенка

Бытовые заботы о младенце – кормить, мыть, лечить, гулять – часто занимают большую часть времени мамы и папы. Тогда как у малыша раннего возраста есть огромный потенциал для развития, и не стоит упускать этот благоприятный период. А несколько проверенных правил помогут родителям организовать первые уроки для крохи.

Юлия Каспарова
Педагог, г. Харьков

Правило №1: создаем развивающую среду для ребенка первого года

Это правило развития ребенка первого года основано на простом принципе: все, что окружает малыша, может и должно его развивать. Рассматривая игрушки, подвешенные в кроватке, картинки и плакаты на стенах, иллюстрации в книжках, кроха развивает зрение. Слушая всевозможные бытовые звуки, мамин голос, музыку, детские песенки, гремя погремушкой, ребенок развивает слух. Играя игрушками разной фактуры, трогая неровные поверхности, перебирая в пальчиках всяческие бусинки и шнурочки, младенец развивает тактильную чувствительность. А пытаясь самостоятельно достать закатившийся под кровать мячик или открыть дверцу шкафа, ребенок развивает мышление, учится решать свои первые в жизни творческие задачки.

Но развивающая среда не ограничивается только домом. Она существует везде, нужно лишь научиться максимально использовать ее. Старайтесь почаще гулять с малышом в разных местах, чтобы он получал как можно больше впечатлений. Рассказывайте крохе обо всем, что встречается на его пути, обращайте внимание на животных и птиц, насекомых и цветы, дома и машины, давайте потрогать камень, шишку, цветок, кусочек коры, мох, снег и т.п. Чем больше впечатлений и ощущений вы подарите своему ребенку, тем лучше он будет развиваться вам на радость!

Правило №2: чтобы ребенок развивался, его нужно носить на ручках

Еще пару десятков лет назад в книгах и статьях для молодых родителей можно было отыскать советы о том, что брать на руки грудничка нужно не слишком часто. Мол, это его избалует. И многие мамы следовали подобным «полезным» советам, хотя сердце им подсказывало совсем другое, а в призывных криках малыша явно слышалось: «Мамочка, подойди ко мне! Мне плохо без тебя!»

К счастью, сейчас взгляды на детское воспитание во многом изменились. И мы вновь возвращаемся к естественным способам выхаживания малышей. В первые месяцы жизни большую часть времени кроха должен находиться у мамы на руках, в слинге, чувствовать ее запах, тепло, биение сердца, ласковые прикосновения. Только так грудничок будет ощущать себя в безопасности, только так ему комфортно. Ребятишки, которых мамы много носят на ручках, в целом спокойнее, их в меньшей степени беспокоят колики. А в будущем такие малыш и растут более счастливыми и уверенными в себе. Кроме того, «ручные» детки лучше развиваются физически, уверенно держат головку в срок, имеют более крепкий позвоночник. Это связано с тем, что мама, удерживая кроху на руках или в слинге, параллельно выполняет разные бытовые действия: поворачивается, приседает, наклоняется и т.п. В результате у младенца постоянно меняется положение позвоночника, и к этим новым условиям ребенку нужно всякий раз приспосабливаться, напрягая шейку и спинку. Вот вам и первая зарядка!

Правило №3: дети, с которыми разговаривают, более развиты

Каждый здоровый ребенок рождается со способностью обучиться речи. Но этого никогда не произойдет без активной помощи любящих взрослых. На первых порах ласковые слова, обращенные к нему, напевные интонации – это своего рода сигнал, что все хорошо, мама рядом, она его любит. Постоянно разговаривая с крохой, мы, сами того не ведая, формируем у малыша позитивное отношение к миру, чувство защищенности, что очень важно для гармоничного развития. Пройдет совсем немного времени, и он начнет внимательно вслушиваться в ваши слова, запоминать их звучание, а чуть позже – пытаться повторять за вами и произнесет свои первые звуки и слоги. Сначала он будет накапливать пассивный словарный запас – понимать множество обращенных к нему слов. А потом научится их говорить. И этот процесс будет идти постоянно, обогащая речь малыша все новыми и новыми словами.

Читать еще:  Правильная посадка, уход и обрезка жасмина залог обильного цветения

Но, чтобы у нашего маленького говоруна не возникло проблем с речью в будущем, с ним необходимо разговаривать буквально с рождения! Потешки и пестушки, детские стишки и прибаутки, песенки и скороговорки – чем больше таких «звуковых игрушек» будет в вашем арсенале, тем лучше и правильнее будет развиваться речь ребенка.

Правило №4: для развития ребенка первого года покупаем «правильные» игрушки

Через игру и с помощью игрушек маленький человечек знакомится с новым и пока непонятным для него миром, познает его законы, развивается умственно, физически и даже эстетически! Но для того, чтобы игрушки максимально выполняли свои развивающие функции, важно правильно их подбирать.

Прежде всего, игрушка должна быть безопасной для малыша. Не менее важно, чтобы она соответствовала возрасту ребенка. Бесполезно давать семимесячному карапузу пазлы в надежде, что он научится их собирать. А вот пирамидка или ксилофон будут не только понятны и интересны малышу, но еще и полезны для развития. Для того чтобы игрушки были максимально развивающими, они должны чуть-чуть опережать возраст ребенка. Например, если среднестатистический младенец пробует ставить кубик на кубик в 8–9 месяцев, предложите ему кубики в 7 месяцев. Таким образом вы будете стимулировать развитие ребенка

В арсенале малыша должны быть разнообразные игрушки. Ведь одни из них призваны развивать мелкую моторику, другие – мышление, третьи – спортивные навыки, четвертые – эмоции и т.п. И, конечно, чтобы игрушка принесла крохе максимальную пользу, нужно показать, как играть с ней.

Правило №5: развитие ребенка происходит в игровой форме

Пожалуй, даже взрослым куда интереснее, когда всяческие обучающие курсы и семинары проходят не в виде нудных лекций и зазубривания материала, а построены на ролевых играх и увлекательных тренингах. Так и учиться веселее, и информация усваивается лучше. Что уж говорить о малышах!

Любое обучение необходимо превращать в игру, каждый новый навык – обыгрывать. Только такой игровой подход сделает развитие ребенка гармоничным и не нанесет вреда. Даже обучение простым бытовым навыкам лучше преподносить ребенку в виде игры. Пусть сначала он покормит с ложки любимого мишку и умоет куколку, а потом с удовольствием попробует есть ложкой самостоятельно и сам помоет после еды свою измазанную мордашку.

Правило №6: развивая ребенка, не гонимся за рекордами

Наверное, каждый любящий родитель хочет, чтобы его ребенок развивался правильно, чтобы смог в будущем найти свое место в жизни и был счастлив. Но эти вполне правильные цели хороши только тогда, когда, воспитывая и обучая малыша, мы руководствуемся его интересами. На деле же нередко встречается, что нами руководят не детские потребности, а наши собственные комплексы и нереализованные мечты…

Чтобы избежать соблазна удовлетворять свои родительские амбиции за счет ребенка, постарайтесь следовать простому правилу: любая игра, любое занятие должны доставлять удовольствие и малышу, и вам. Не нужно гнаться за рекордами, не стоит переутомлять свое чадо всевозможными занятиями и тренировками. Организм малыша – очень хрупкая система. Он весьма чувствителен к перегрузкам. Только при разумном чередовании упражнений и отдыха ваши развивающие игры принесут ребенку пользу.

Правило №7: не сравниваем своего ребенка с другими детьми

Бывает так, что нами движет желание «догнать и обогнать» кого-то из друзей по песочнице, кому-то что-то доказать, чтобы нашего малыша ставили всем в пример, чтобы все вокруг им (и нами!) восхищались. Мы начинаем сравнивать своего кроху с другими детьми, которые, как нам кажется, развиваются быстрее, знают и умеют больше. Мы расстраиваемся и начинаем усиленно заниматься со своим сыном или дочкой, требуя зачастую непосильных результатов. При этом мы забываем, что наш ребенок – уникальный человечек, он ни на кого не похож, у него свои склонности и врожденные способности, и он вовсе не обязан быть лучшим среди лучших! Следует ориентироваться не на других ребятишек, а на средние нормы развития.

Правило №8: развиваться ребенок должен в безопасных условиях

Очень важно создать в доме, где живет маленький ребенок, безопасную среду. Это означает чистоту и безопасность материалов, из которых выполнена детская мебель, игрушки и предметы ухода, отсутствие в зоне досягаемости мелких, острых и других опасных для крохи предметов, безопасное расположение мебели, недоступность электрических розеток и проводов, правильное хранение лекарств и бытовой химии и др. Такая среда будет способствовать полноценному развитию ребенка, давая ему возможность исследовать окружающий мир всеми доступными методами без опасности навредить здоровью.

Правило №9: для развития ребенка первого года нужна… свобода

Быть свободной личностью – не просто красивая фраза, а необходимое условие гармоничной жизни в современном обществе. Только свободный человек может творчески развиваться, добиваться своих целей и при этом радоваться жизни! Детская свобода или несвобода начинается буквально с рождения. Если мы кормим малыша по требованию, берем на ручки при плаче, то тем самым стараемся прислушиваться к желаниям и чувствам маленького человечка. Если же пытаемся навязать ребенку свой собственный режим, не считаясь с естественными малышовыми потребностями, то уже с самых первых дней ограничиваем свободу крохи, все решая за него.

Старайтесь не ставить ребенку рамки там, где это возможно. Поменьше заграждений в виде кроватки и манежа, побольше свободного пространства для движения и исследования. Пусть игрушки и книжки всегда будут в зоне доступности ребенка. Пусть слово «нельзя» как можно реже употребляется в вашем лексиконе, относясь только к опасным и действительно нежелательным поступкам.

Правило № 10: создаем в доме спокойную атмосферу

Мы должны четко усвоить одну важную вещь: полноценно расти и развиваться ребенок может только в том доме, где царит атмосфера мира, любви и согласия! Даже совсем крошечный карапуз чувствует наше напряжение, обиду, злость. И не просто чувствует, а начинает реагировать: он может стать капризным, раздражительным или, наоборот, вялым, плохо кушать и спать. Все это тут же отразится на его здоровье и развитии! Постарайтесь оградить ребенка от всяческих конфликтов. Приложите все усилия, чтобы кроха не слышал повышенных тонов и особенно крика.

Проявляйте любовь к своему малышу всеми возможными способами: говорите ему об этом, гладьте, целуйте, ласкайте и даже немножко балуйте! Испортить любовью невозможно. А нелюбовью – да.

Гармоничное развитие детей: методы и принципы воспитания, советы и рекомендации

Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Что такое гармоничное развитие личности ребенка?

Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.

Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:

  1. Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
  2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
  3. Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.
Читать еще:  Идеальная женщина глазами мужчины. 27 качеств.

Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Когда начинать воспитывать ребенка?

Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.

Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.

Общие принципы гармоничного развития

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  2. Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  3. Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  4. Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
  5. Процесс получения знаний важнее результата.

Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Физическое развитие детей

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?

У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:

  1. Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
  2. Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
  3. Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
  4. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.

Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

К таким условиям относятся:

  1. Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
  2. Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
  3. Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
  4. Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
  5. Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
  6. Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.

Особенности гармоничного развития подростка

Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.

В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:

  • научить его управлять своими эмоциями;
  • избегать категоричности и максимализма;
  • мыслить позитивно;
  • обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
  • контролировать учебу;
  • следить за соблюдением распорядка дня.

Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  1. Принимать ребенка таким, какие он есть.
  2. Не считать, что ребенок является его собственностью.
  3. Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
  4. Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
  5. Уважать своего ребенка.
  6. Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.

Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.

Источники:

http://www.b17.ru/article/usloviya_garmonichnogo_razvitiya/
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/05/29/sozdanie-usloviy-dlya-garmonichnogo-razvitiya-rebenka
http://www.9months.ru/razvitie_malysh/5563/10-universalnyh-pravil-garmonichnogo-razvitiya-rebenka
http://fb.ru/article/452609/garmonichnoe-razvitie-detey-metodyi-i-printsipyi-vospitaniya-sovetyi-i-rekomendatsii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector