Резьба по дереву. Вот это мастерство!
Легко ли научиться резьбе по дереву
А что такое резьба по дереву? Баловство или серьёзное направление декоративно-прикладного искусства?
Отвечу сразу и уверено. Резьба это серьёзно! Не зря есть учебные заведения где изучают резьбу даже по направлениям. Кудринская, богородская и так далее. Я не слышал чтобы где-то преподавали . мыловарение. Покровское, троицкое? Если есть такое заведение, напишите мне в комментарии.
Резьба по дереву даёт человеку не только хлеб насущий, но и интересно прожитую жизнь. Сейчас всё больше молодых ребят интересуются ремеслом. Что-то в Мире произошло. Меняются приоритеты.
Научиться резьбе может каждый, но резать все будут по-разному. В этом и есть вся прелесть направления. Я несколько раз экспериментировал. Резал орнамент сам. Давал шаблон по которому резал другому резчику. Резал он, а я не узнавал орнамент. Интересно.
Для того, чтобы быть резчиком необходимо два условия. Первое. Главное. Уметь отличить красивое и правильное от некрасивого. Дисгармоничного. Если у вас это развито, то даже простая геометрическая резьба, сделанная вами, будет притягивать людей.
И второе. Понимание что вам это надо. Без фанатизма и привязанности. Чётко.
Всё остальное приложится. Начинайте с азов. Попробуйте вырезать геометрическую резьбу. Если не вызовет сопротивления, то надо продолжать. Режьте рельефный растительный орнамент, затем полный объём. Пробуйте объёмную скульптуру.
У меня был хороший знакомый. Тоже резчик по дереву. Он создавал замечательные лесные скульптуры. С эмоциями на лицах, как живые. При всём своём мастерстве он не умел резать орнамент. И не хотел.
В чём откроется ваш талант, не знает никто. Пробуйте все направления. К чему будет меньше сопротивления, то и ваше.
Ещё маленький секрет. Начинать надо с хорошо заточенного инструмента. Обязательно с мягких пород. Лучше с сухой липы.
Если начнете “ковырять” тупым инструментом, то надолго “задушите” желание быть резчиком. Заточите лезвие ножа спуском от обуха. Через минуту вы почувствуете себя SUPERрезчиком.
Покупайте сразу хороший инструмент. Будите меньше отвлекаться на заточку и больше резать.
Вот этому набору двадцать лет. За всё время я его затачивал один раз, новым. Всё остальное время только “подводил” войлоком.
Старая поговорка гласит: “Инструмент работает, мастер хвалится”.
Подпишитесь прямо сейчас. Узнайте почему я начал резать .
Слушайте мои статьи.
Искусство резьбы по дереву от Дэвида Эстерли
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Резчик по дереву Гринлинг Гиббонс, живший в 17 веке, часто упоминается как самый выдающийся мастер в своей сфере. Современный автор Дэвид Эстерли (David Esterly) менее известен, но не менее талантлив. Заняться резьбой его побудил случай, зато теперь Дэвид не мыслит себя без любимого занятия и создает настоящие шедевры.
В 70-х годах прошлого века Дэвид Эстерли зашел в одну из лондонских церквей и был поражен до глубины души – но не божественной литургией, а частью алтаря, представляющей собой мастерски вырезанный из дерева растительный узор, созданный в 17 веке Гринлингом Гиббонсом. Дэвид не мог оставить творчество этого человека без внимания и решил написать о нем книгу. Чтобы лучше понять мастера, он купил кусок дерева и инструменты и принялся сам осваивать основы резьбы. Получалось не очень хорошо, к тому же Эстерли всегда полагал, что у нет художественных способностей. Но он не сдавался, пробуя снова и снова. Вскоре резьба по дереву увлекла его настолько, что Дэвид уже забыл о книге, которую собирался писать, а искусство вырезания стало главным делом его жизни.
Спустя много лет Дэвид все же вернулся к первоначальной затее и написал книгу «Гринлинг Гиббонс и искусство резьбы», но это уже была работа не простого почитателя таланта великого мастера, а его ученика – пусть даже столетия спустя – и последователя.
В 1986 году в Хэмптон-корте (бывшая загородная резиденция английских королей) случился пожар, и именно Дэвид Эстерли был приглашен для реставрации поврежденной резьбы Гиббонса.
Есть такое выражение, что «человек, копирующий «Илиаду» не копирует Гомера». Рассказывать о Дэвиде Эстерли было бы бессмысленно, если бы его работы представляли собой исключительно копии – пусть даже идеальные – с работ Гиббонса. Понимает это и сам Дэвид, поэтому всегда старается внести в свои работы что-то новое, современное: «Оживляйте старые сосуды, – говорит мастер, – но наливайте в них новое вино». Основываясь на старой традиции резьбы, Эстерли уверенно создает новые шедевры.
Среди работ Эстерли есть отдельные скульптуры, но большинство из них представляет собой части декоративной отделки помещений. Мастер работает исключительно на заказ и не знает отбоя от клиентов из США, Франции и Британии. Больше его работ на сайте .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Искусство резьбы по дереву
Высокохудожественные резные детали отображают многовековые традиции резного дела, а также богатую историю формирования и развития, которые дают нам возможность познать истинную ценность великолепия. Во все времена резьба по дереву в интерьерах считалась большой роскошью. Мебель ручной работы с резными элементами могли позволить себе только люди высокого положения. И до сегодняшнего дня резьба по дереву остается самым популярным видом ручной обработки древесины. Благодаря вложению необычайно уникального мастерства и труда, мебель с резными элементами пребывает на вершине популярности среди ценителей изысканных и утонченных интерьеров.
Резьба по дереву является очень древним и самым распространенным видом художественной и декоративной отделки древесиной. Принцип декорирования резьбой широко применяется для украшения разнообразных деталей интерьера, создания пилястр, арок, фриз, панно. Такой резьбой украшают шкатулки, шахматы, рамки картин, зеркал, а также окна, двери, шкафы и множество других предметов интерьера. С помощью таких элементов жилое пространство приобретает выразительность, не зависимо от стиля интерьера. Мастерски выполненная резьба в форме причудливых и необычных узоров и орнаментов, преображает любой интерьер и превозносит вкус его владельца, который не может не наслаждаться удивительным очарованием и фактом обладания исключительно элегантной вещью.
Натуральный массив дерева обладает невероятными возможностями в украшении и изготовлении предметного декорирования, такие как графические, художественные и скульптурные приемы. Элементы мебели, изготовлены с применением техники резьбы способны подарить жизнь и украсить пространство вокруг. Они привносят «изюминку» эстетики и изысканности.
Давайте же обратимся к истории появления художественной резьбы по дереву.
Человек всегда был неотъемлемой частью природы. Еще из незапамятных времен он пытался преобразовывать окружающий мир под себя. Также человеческая душа всегда тянулась к прекрасному, не то песня, рисунок или поделки. Уникальная способность использовать природные качества материалов привела к тому, что создавались настоящие шедевры, ставшие достоянием целых народов и цивилизаций.
Резьба по дереву существовала на всех континентах, где обитали люди. В Африке из дерева вырезались идолы и деревянные маски, в Америке, у индейцев, изготавливались тотемы для разнообразных ритуалов, в Австралии аборигены оформляли такими украшениями бытовые предметы, на которых изображались фигуры животных и людей.
Особо можно выделить искусство резьбы у китайских и японских мастеров. И те, и другие оформляли таким способом, как величественные дворцы, так и обычные жилища.
Резьба по дереву в Китае имеет исток с начала каменного века. При эпохе правления величественной династии Мин (1368-1644гг.) изготовление мебели с резными деталями достигло своего пика. Тогда материалов для производства было с избытком. В подтверждение, с тех времен и до сегодняшнего дня, сохранилась большая часть культурного наследия Китая, в виде стен, резных столбов, картин из дерева. Познакомится с частью истории резного искусства можно в императорских дворцах Пекина, Сучжоу, Ханчжоу и провинции Аньхой.
В Китае мастерство резьбы проросло в новой ипостаси, множество современных художников продолжают нести в мир древние традиции, выражая свой талант в невероятных резных картинах (пример китайский мастер Чжен Чунхуи).
В Японии многовековые традиции резьбы по дереву сохранились и по сей день. Секреты мастерства передавались из поколения к поколению. До сих пор местные храмы строятся из древесных материалов и украшаются резными элементами и орнаментами. Шедевром народного плотницкого искусства является невероятных размеров храм-реликварий Дайбуцудэн (Храм Тодайдзи), который был построен еще в VIII веке. В 1705 году размер здания специально уменьшили на 30%, но и в нынешнем виде храм считается самым большим в мире сооружением из древесины. Здесь представлены работы самых искусных мастеров Японии, их орнаментальная резьба украшает все колоны и стены храма.
Издревле славянские народы были отменными мастерами художественной резьбы. До наших дней сохранились такие исторические подтверждения, как фасады домов, посуда, детские игрушки, различные бытовые предметы, а также резная мебель. Украшение резными элементами окон, дверей и крыш, несло в себе защитный характер. Считалось, что такие узоры отпугнут от жилища всякую нечисть. Мастера также проявляли уровень своего таланта с помощью изготовления резных икон, которые были высшим уровнем искусства среди умельцев. Великолепные резные иконы, можно было созерцать на стенах величественных православных храмов. В XVI веке появились новые виды резьбы, благодаря приглашенным европейским мастерам. Теперь применялись более совершенные и современные инструменты. Резьба по дереву начала воплощаться в новых формах, неся в себе важную цель прекрасного – создавая удивительные панно из маленьких фигур, которые воплощали в себе эстетический и художественный характер.
Резьба по дереву – древнейший вид искусства, который является очень важным носителем истории культуры многих народов. Дерево прекрасный и доступный материал, который сравнительно легко обрабатывается и поддается изменениям. Как и во все времена, ручная работа резчика осталась несравненным видом искусства, манеру и стиль которого невозможно подделать или повторить. Работы иногда достигают такого уровня мастерства, что изделия кажутся изысканным кружевом. Такой вид резьбы называют многослойным.
Технология и виды резьбы непосредственно зависят от породы дерева. Скульптурная и рельефная резьба всегда выполнялась с более мягких сортов, таких как липа или береза. Мелкие детали требовали такие виды древесины, как клен, бук или груша. Но особое внимание стоит уделить мебельной художественной резьбе. Чтоб предметы интерьера смотрелись роскошно и радовали хозяев длительное время, мебель стоит изготавливать из более ценных пород дерева, которые покрываются политурой и прозрачными лаками. Из ореха, карельской березы и красного дерева получаются великолепные мебельные гарнитуры, которые по сей день являются украшением, многих музеев.
В период советской власти, с приходом индустриализации и новых идеологических взглядов, этот вид искусства сохранился на небольшом количестве предприятий, в основном у немногочисленных мастеров- любителей. В остальной части мира, за рубежом, не было столь резких нарушений традиции и потому мастерство резьбы по дереву продолжало свое размеренное развитие.
Миниатюрная резьба по дереву — самое медитативное хобби
Понадобятся деревянная заготовка, нож, карандаш и циркуль — и вы готовы познавать дзен.
Инженер, увлекается резьбой по дереву и публикует фото работ в своём блоге.
Когда устаёшь смотреть в экран компьютера и смартфона, самое время заняться нецифровым хобби. Как правило, работа с деревом требует достаточного свободного места и специального инструмента. Однако для миниатюрной геометрической резьбы вам понадобятся только нож и заготовка, а процесс и результат работы приносят кучу удовольствия.
Публикация от Alexey Kobzev (@zencarving) 1 Сен 2018 в 8:14 PDT
Резьбой я начал заниматься ещё в детстве, сперва самостоятельно, затем посещая соседний дом творчества и место с космическим названием «Станция юных техников». Потом дома появился компьютер, и в итоге я стал инженером, что в целом очень даже неплохо. Однако занятия резьбой не хотелось оставлять. Поэтому я сконцентрировался на наиболее аскетичном в плане используемых инструментов стиле — геометрической резьбе, сделав при этом ставку на рисунок, композицию и технику и создавая сложные орнаменты.
Это один из традиционных и наиболее старых видов резьбы по дереву и камню. Метод заключается в вырезании на ровной поверхности геометрических фигур с помощью одного ножа. Как правило, резчики по дереву начинают именно с геометрической резьбы, но настоящее искусство заключается в создании сложных рисунков с должным уровнем мастерства.
Необходимые инструменты
- Косой нож (часто говорят просто «косяк»). Например, подойдёт № 9 от Pfeil, однако хорошо зарекомендовали себя также самодельные варианты, сделанные из ножовки по металлу.
- Средства для заточки. Я использую обычную деревянную линейку с нанесённой на неё пастой ГОИ (зелёного цвета). Как правило, её вполне хватает при регулярной доводке ножа. Если же косяк необходимо переточить, то можно применить абразивный камень.
- Принадлежности для рисования. Я пользуюсь обычным механическим карандашом, пластиковой гибкой линейкой, циркулем и ластиком.
Все эти инструменты легко хранить в обычном пенале, они не занимают много места. Я даже беру их с собой в путешествия. Так как длина лезвия совсем небольшая, всё необходимое уместится в ручную кладь.
Публикация от Alexey Kobzev (@zencarving) 10 Сен 2018 в 6:46 PDT
Материалы
Как только вы обзавелись инструментами, встаёт вопрос, где взять саму деревянную болванку. Если вы счастливый обладатель маленькой столярной мастерской, можете выточить заготовку на свой вкус, в ином случае воспользуйтесь услугами столярных коворкингов (которые становятся всё популярнее). Если же самостоятельно делать заготовку не хочется, её можно приобрести как онлайн, так и офлайн в магазинах товаров для хобби и творчества. Предложений достаточно много: это шкатулки, доски, подставки, украшения. Если вы хотите реализовывать свои изделия иностранцам, обратите внимание на матрёшек.
Вот несколько советов по выбору заготовки:
- Не покупайте фанеру. Просто не надо. Вы из неё ничего не вырежете.
- Если вы только начинаете, выбирайте небольшие изделия. Лучше всего подойдёт простая ровная дощечка — так вы ещё и минимизируете опасность пореза.
- Лучший материал — липа. Можете также попробовать берёзу. Если у вас нет достаточного опыта с более элитными твёрдыми породами (например, с буком и дубом), то лучше сперва потренируйтесь некоторое время на липе. Учтите, что чем твёрже дерево, тем чаще придётся затачивать нож.
Мне нравится естественный цвет и текстура дерева, поэтому я обычно не крашу свои работы, а покрываю мастикой. Восковая мастика также обеспечивает определённый уровень защиты от влаги. Можно использовать мастику для пола или для обуви — она бывает бесцветной. Наношу я её обычной зубной щёткой.
Следует иметь в виду, что мастика довольно быстро затвердевает, поэтому, если она легла неровно, просто нагрейте изделие, например над кухонной плитой, и ещё раз пройдитесь щёткой.
Для любителей цветных вариаций существует целая индустрия лакокрасочной продукции, однако учтите, что многие морилки имеют не самый приятный запах.
Техника
Для начала необходимо освоить основы геометрической резьбы: как сформировать простые желобки, а далее — треугольные элементы. Обычно резчик сначала накалывает треугольник Y-образным надрезом, а далее извлекает три щепочки. Этот метод вполне оправдан, если узор довольно крупный, однако, если мы говорим о миниатюрной резьбе, подобное накалывание не имеет никакого смысла — проще сразу вырезать элемент.
Нож удобнее всего держать так же, как вы держите шариковую ручку, — точность движений будет наивысшей. Особый кайф — резать торцевые поверхности дерева. Они очень мягкие, и нож идёт как по маслу. Но будьте внимательны: у вас нет права на ошибку, из-за возможности скола корректирующие надрезы крайне нежелательны.
Параллельно с практикой резьбы особое внимание необходимо уделить рисунку. Собственно, тут и начинается настоящее искусство. Попробуйте начертить, например, квадрат и разделите его на треугольники, выстраивая узор. После десятка черновиков вы начнёте понимать, что вам нравится, а что не очень.
Пользуйтесь циркулем — с ним намного проще делать узоры. После сотни черновиков у вас уже начнёт формироваться собственный стиль. Мой стиль — это миниатюра и минимализм. Вырезаемый элемент может быть меньше миллиметра, а узор должен представлять собой гармоничное сочетание.
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/id/5cf55fbf254b9f00af8a5af4/5d76569ae4f39f00af2a795c
http://kulturologia.ru/blogs/201109/11710/
http://royaldesign.ua/ru/iskusstvo-rezbyi-po-derevu.bXkh3/
http://lifehacker.ru/miniatyurnaya-rezba-po-derevu/