ДЕТСКИЙ НЕВРОЛОГ — СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ!

10 вопросов к детскому врачу-неврологу

Неврологические проблемы у детей в современной медицине не такая уж и редкость. Многие сталкиваются с последствиями родовых травм или падений, наследственными заболеваниями или развитием неврологических патологий. Каждый случай индивидуален, но некоторые ответы на частые вопросы вы можете найти в нашем интервью с детским неврологом Соловьёвой Анной Вячеславовной

1. Чем именно занимается детский врач-невролог? В чём специфика его работы?

– Главная задача детского невролога – оценить развитие психической, моторной, речевой сфер ребёнка на разных возрастных этапах и выявить неврологические проблемы. И врачу, и родителям важно вовремя обнаружить состояния, которые требуют своевременного назначения лечения. Поэтому визит к неврологу с новорождённым малышом откладывать не стоит.

2. Когда ребёнок и невролог встречаются впервые? Как родителям подготовится к визиту?

– Первый профилактический осмотр невролога проводится в один месяц. Перед консультацией необходимо подготовить интересующие вас вопросы. Мне как неврологу нужна будет следующая информация: особенности протекания беременности и родов, продолжительность сна и бодрствования ребёнка, набор массы на первом месяце жизни. На приём возьмите с собой медицинскую документацию, которую выдавали при выписке из роддома. Желательно, чтобы малыш во время осмотра был сыт и выспался – тогда его поведение позволит провести всесторонний осмотр.

3. В связи с новыми нормами, осмотр неврологом детей до года проводится дважды – в 1 месяц и в 12 месяцев. Раньше осмотров было четыре. С чем это связано?

– Я считаю, это связано с высокой нагрузкой врачей узких специализаций, просто нет возможности в условиях поликлиники осуществлять профилактические осмотры настолько часто. Но вы можете не беспокоиться: любой ребёнок, нуждающийся в осмотре невролога, будет направлен педиатром на консультацию по показаниям. Сроки осмотра педиатром не изменились и осуществляются ежемесячно. Если врач общей практики заподозрил возможность нарушений на самых ранних стадиях, то он обязательно вам это скажет и направит ко мне.

4. Каких неврологических заболеваний нужно опасаться у ребёнка на первом году жизни, а каких – не стоит?

– Есть определённые нормы психического и моторного развития малыша на первом году жизни, и от них никуда не деться. Сейчас часто пишут, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому на сроки развития обращать внимания не стоит. Однако врачи с этим могут поспорить. Если ребёнок отстаёт в приобретении нового моторного навыка на месяц и более (не держит голову, не переворачивается, не сидит и т.д.), то это серьёзный повод прийти на консультацию.

Также должны настораживать родителей любые двигательные нарушения: отсутствие движения в одной из конечностей, различная двигательная активность правых и левых ручек – у ребёнка не существует до определённого момента понятия «правша» и «левша», поэтому, например, захватывать игрушку малыш должен одинаково и той, и другой рукой. Если захвата какой-то рукой нет, то это является поводом для консультации специалиста. Если с началом ходьбы малыш «подволакивает» одну ногу или не опирается на неё – это тоже повод к обращению.

Повышенная активность, срыгивания, беспокойный сон – это, чаще всего, физиологические, нормальные для ребёнка состояния, но, если у мамы это вызывает тревогу, то лучше обратиться к педиатру, а не к неврологу.

5. Если малыш упал с кровати или коляски, обязательно ли бежать к неврологу? Что должно насторожить родителей?

– При любой травме нужно немедленно обратиться к травматологу, который проведёт осмотр и назначит необходимые обследования или отправит в стационар. Если после травмы отмечалась потеря сознания, была рвота, то необходимо в срочном порядке вызвать бригаду скорой помощи. Если мама увидела удар именно головой либо есть следы ушиба – покраснение, «шишка», то это уже повод прийти ко мне. При наличии факта травмы головы необходима консультация невролога.

6. В каких случаях ребёнку действительно необходима срочная консультация невролога?

– При острых состояниях: потеря сознания, судороги, отсутствие или сильное нарушение сна, сильные головные боли, приступы длительного крика, острой гипоксии – медлить нельзя, и консультация невролога необходима в самое ближайшее время.

7. Какие игрушки вы как невролог советуете для самых маленьких детишек?

– Игрушки должны соответствовать возрасту малыша, и их не должно быть много. Ребёнок не должен спать в кроватке с плюшевыми друзьями – есть риск удушения. На первом году жизни лучше не использовать мягкие игрушки, потом малышу нужны развивающие игрушки. Маленьким деткам будут интересны многофункциональные подвесные игрушки, различные дуги, музыкальные комплексы и яркие погремушки. Нужны такие игрушки, в которых ребёнку самому нужно что-то сделать: построить, рассортировать, слепить, собрать в единое целое.

8. Какие процедуры вы считаете обязательными для грудничков – массаж, плавание, зарядка?

– Я считаю важными в формировании моторного развития ребёнка курсы общего массажа – по 10 раз в 3 и в 6 месяцев. В остальные сроки – по показаниям специалистов. Плавание полезно с рождения под наблюдением специально обученных людей. Самостоятельная гимнастика должна проводится ежедневно с месячного возраста.

9. Стоит ли опасаться приёма препаратов, если их назначает невролог? Можно ли обойтись без них?

– Любое назначение специалиста должно обсуждаться с ним по конкретному ребёнку и конкретному заболеванию. Родителям необходимо ознакомиться с противопоказаниями, побочными эффектами назначенных препаратов. При появлении каких-либо вопросов лучше проконсультируйтесь с лечащим врачом, а не отменяйте лекарство самостоятельно. Препараты, которые на данный момент назначаются детишкам с раннего возраста, прошли необходимые клинические исследования и считаются безопасными. При применении любого лекарственного средства со стороны ребёнка возможны аллергические реакции и другие побочные действия, при индивидуальной непереносимости лекарственное средство отменяется.

10. В заключение ваш главный совет всем родителям – читателям нашего блога.

– Для роста и развития здорового ребёнка необходимы адекватное питание, много общения, спокойная и любящая обстановка в семье, и зачастую этого достаточно. Не ищите проблем и болезней в своём ребёнке, спокойно и адекватно наблюдайте за его развитием. Многие мамы боятся заметить проблему в своей крохе, но при этом не торопятся обращаться к врачам. Если у вас появились вопросы или жалобы, смело идите к специалистам, ведь многие состояния у детей являются частью определённого этапа развития. Большинство заболеваний лучше поддаются лечению при раннем выявлении проблем.

Неврологические проблемы, мешающие школьнику учиться

«Может, но не хочет» — как часто это слышат от учителей родители тех детей, кому учиться, неохота, попросту говоря. На эту тему сломано уже немало копий. Сегодня мы рассмотрим несколько иную ситуацию — когда ребенок учиться хочет, но по разным причинам не может достичь высоких результатов. И начнем с неврологических проблем.

Читать еще:  ЗАЩИТА ЧЕСНОКА (ЛУКА) ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ

Мы поговорили на эту тему с доктором медицинских наук, заведующим кафедрой детской неврологии КГМА Владимиром Федоровичем Прусаковым.

— Какие неврологические проблемы сегодня чаще всего мешают ребенку хорошо учиться?

— Сегодня дети плохо учатся в силу самых разных обстоятельств. Но ситуация складывается так, что неврологическая патология выходит на первый план среди прочих заболеваний. Вы только обратите внимание — по сколько человек в день бывает на приеме у детского невролога? Вопрос риторический. И корнями он уходит в период внутриутробного развития малыша.

Но если говорить о школьном возрасте, то одна из самых больших проблем детской неврологии — головные боли. И причин у них может быть множество.

Сегодня ребенок часто попадает к неврологу, когда заболевание переходит в стадию хронического или после того, как родители, наслушавшись различных рекомендаций, занимались самолечением. Это все очень усугубляет ситуацию.

Любой хронический недуг снижает школьную успеваемость. Ясно одно — если у ребенка часто болит голова, учиться нормально он не сможет. Сейчас стали много говорить об инсультах у детей. Раньше этой катастрофы у детей не случалось в принципе. Но предстадией инсульта в числе прочих могут быть головные боли.

Дети, страдающие различными нарушениями вегетативной нервной системы, подчас даже вынуждены переводиться на домашний тип обучения, и, согласитесь, полноценной такую форму образования не назовешь. Ребенок получает только необходимый минимум.

Вегетативные дисфункции у детей выражаются головными болями, головокружением, слабостью, которая не покидает ребенка на протяжении суток, высокой степенью потливости, состоянием, близким к обморочному, температурными дисфункциями.

Еще одной проблемой, которая сильно влияет на школьную успеваемость, сегодня является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Такой ребенок готов и может мыслить, но его поведенческие реакции и отсутствие внимания просто выматывают педагогов.

При томографическом исследовании головного мозга у таких детишек выявляются патологические изменения коры лобной доли. СДВГ курирует психиатр, но где та грань, которая разделяет психологию, психиатрию и неврологию. Она очень тонкая.

Далее следует сказать об эпилепсии. Конечно, сама эпилепсия сказывается и на всем спектре когнитивных функций, и на психологическом состоянии ребенка. Только представьте, подросток утром идет в школу и все мысли его направлены на то, случится у него сегодня приступ или нет.

Такие дети стараются держаться обособленно от каких-либо развлекательных, внеклассных мероприятий, чтобы избежать публичного проявления болезни.

Ребенок чувствует, что любая стрессовая ситуация может его спровоцировать. Были случаи, когда у ребенка, больного эпилепсией, который стоит у доски, развивался судорожный припадок. Кроме того, эпилепсия лечится препаратами, которые могут вызывать сонливость, заторможенность, затруднение мыслительной функции, сводятся к минимуму абстракция и логическое мышление.

— О чем говорят детские тики?

— Они имеют под собой природу невротического свойства. В большинстве своем это ситуационно обусловленные гиперкенезы (избыточные движения). Это один из индикаторов неврозов. Сегодня каждая пятая молодая мама может сказать, что ее ребенок ведет себя беспокойно и день и ночь. Это вызвано тем, что сама кормящая мама находится в обстановке с высокой степенью невротизации.

Если говорить о школьниках, то в настоящее время и сама школа колоссально увеличивает нервную нагрузку и уровень тревожности ребенка.

И к тому моменту, когда ребенок становится абитуриентом, его психический и эмоциональный ресурс практически исчерпан, сил не остается.

Обстановка безусловно накаляется, причем в самой психологически уязвимой среде — подростки.

У спортсменов при неправильном распределении нагрузки возможен синдром хронической усталости, когда от него требуется бежать марафонскую дистанцию, а он встает и не может сделать даже шага. Кончился запас прочности. А сегодня мы видим, как в четвертом классе родители описывают данное состояние у своих детей. После школы, репетиторства он приходит домой и, зная уже пройденный материал, не может сообразить элементарных вещей.

Безусловно, сейчас время требует получения образования. Но его важно построить так, чтобы дети не срывались, ни физически, ни психологически.

ДЕТСКИЙ НЕВРОЛОГ — СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ!

Онлайн-конференция «Диагностика и лечение детских неврологических заболеваний и нарушений» прошла на информационных порталах «Здоровые люди» (24health.by) и TUT.BY. На вопросы читателей ответил Леонид Шалькевич, главный внештатный детский невролог Министерства здравоохранения, заведующий кафедрой детской неврологии БелМАПО, доцент, кандидат медицинских наук. Начало онлайн-конференции — здесь.

Леонид Шалькевич. Фото: Евгений Креч, портал «Здоровые люди»

Можно ребенка ставить на ножки?

Ребенку 8 месяцев, еще не садится, не ползает, не встает, но переворачивается с живота на спину и обратно. В положении лежа на животе на ручках приподнимается хорошо и крутится вокруг своей оси. Есть ли повод для беспокойства? Можно ли ребенка ненадолго сажать и ставить на ножки?

— Ключевые моменты, которые нужно отслеживать: умение вытянуть руки вперед и вверх к 7−8 месяцам, способность перевернуться со спины на живот с 3,5−4 до 5−6 месяцев, умение самостоятельно сесть — до 9 месяцев. Если малыш отстает от указанных сроков, это повод обратиться к специалисту. Если ваш ребенок еще не садится, но уже присаживается, может облокотиться в положении полулежа на боку на одну ручку, значит, все хорошо. Если он может только переворачиваться с живота на спину, есть повод для беспокойства. Самим ставить его на ножки и сажать смысла нет, это никак малыша не тренирует. Рекомендую на всякий случай показаться неврологу.

Девочке 4 месяца. На 3-м месяце жизни стала плакать перед ночным сном, ночью тоже просыпается с плачем. Нормально ли это? Днем засыпает и просыпается хорошо.

— С 3−4 месяцев у многих детей появляются ночные страхи и кошмары, во время которых они открывают глаза, плачут и кричат. Это определенный этап взросления. Если после этого малыши засыпают, днем спят хорошо и их развитие соответствует возрасту, это не опасно для здоровья. В большей степени это изматывает родителей, малышам же лечение в таких случаях не требуется.

Фото с сайта: goldstarinfo.ru

Мальчику полтора года. С рождения возникают трудности с тем, чтобы помочиться, когда спит: крутится, плачет. Как проснулся — проблем нет. Это надо как-то лечить или с возрастом пройдет?

— Нужна консультация уролога. Но скорее всего, это связано с особенностями нервной системы во время сна. По мере того как ребенок будет расти, эти проявления должны уменьшаться: он будет либо спать спокойнее, либо просыпаться, чтобы помочиться. Если этого происходить не будет, имеет смысл обратиться к врачу-педиатру.

Ребенку 7 месяцев, при рождении поставили диагноз «синдром двигательных нарушений», в 3 месяца — дистонический синдром, в 5,5 месяца — физиологическое состояние ближе к норме. Но при опоре на ножки ребенок становится на носочки, и на правой ножке есть ограничения в движении в голеностопном суставе (сгибается при усилии, когда ребенок спит или в расслабленном состоянии). Что это может быть и что делать? Развитие соответствует возрасту, вес набирает хорошо.

Читать еще:  Эликсир жизни поднимет на ноги даже самого тяжелого больного

— Необходим осмотр невролога. Смущает ограничение движения в одном голеностопном суставе, в норме такого быть не должно. Это может указывать на элементы органического поражения центральной нервной системы. Поэтому при визите к врачу целенаправленно обратите внимание на эти особенности.

Что происходит с нервной системой ребенка, когда на него кричат и срывают зло?

— Нервная система ребенка — это своего рода фундамент, а надстройка — его психологическое развитие. Если с неврологической точки зрения все хорошо, но в процессе воспитания имеются определенные нарушения, формирования адекватного психоневрологического статуса ребенка не будет. Причем в будущем при появлении различных психологических проблем человек может и не догадываться, откуда «растут» их корни. Часто личные, профессиональные проблемы вымещаются на тех, кто не может адекватно ответить — на детях. Большинство проблем детей — это проблемы их родителей.

Малыш бьется лбом до кровоподтеков

Могут ли последствия раннего органического поражения ЦНС проявиться в 20 лет? Мама ничем не болела, я родилась путем кесарева в срок. При обследовании в роддоме все было отлично, прививки сделаны по возрасту, у невролога не наблюдалась. Ближе к 20 годам стали проявляться бульбарные, глазодвигательные нарушения, рецидивирующее поражение черепных нервов. Сейчас мне 23, и это вписывают в диагноз «последствия раннего органического поражения ЦНС с микроочаговой симптоматикой».

— Описанная картина не характерна для последствий раннего органического поражения центральной нервной системы, они не прогрессируют и не рецидивируют. Нужен качественный осмотр у невролога с прохождением МРТ головного мозга. В вашем случае нужно искать другую причину имеющихся нарушений нервной системы.

В 4 месяца ребенок перенес менингоэнцефалит, имеются атрофия вещества мозга, субдуральные гигромы, тетрапарез. Судороги в виде фокальных приступов купированы, трахеостома. Есть ли в стране центры реабилитации для таких деток, войта-терапия? Как к вам записаться на прием?

— Для подбора оптимальных методов реабилитации стоит обратиться в Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями, к главному врачу Александру Николаевичу Яковлеву, он также является главным внештатным специалистом Минздрава по детской реабилитации. Телефон 8017 200−20−67. Ко мне можно записаться, позвонив в профессорский центр БелМАПО.

Ребенок примерно с 10 месяцев бьется лбом о пол. Сначала замечали, что так он реагирует на какой-либо отказ. Может специально бить кого-то, если заметил, что другому человеку больно — бьется, чтобы его пожалели, мол, ему больнее. Сейчас ему почти 2 года, но продолжает битье лбом до кровоподтеков. Что это и какие обследования пройти?

— Рекомендую консультацию детского психолога или психотерапевта. Такое поведение ребенка говорит о том, что у него есть поведенческие особенности. Возможно, ему не хватает внимания, а может, причины более серьезные.

Нужно ли принимать ноотропы?

Моему сыну 6 месяцев, у него тяжелое перинатальное поражение ЦНС гипоксически-ишемического генеза с энцефаломаляцией, двусторонними субдуральными гигромами теменных отделов, очагами глиоза, нарушением психоречевого развития со спастико-гиперкинетическим тетрапарезом, бульбарными нарушениями. Эпилепсия структурная, с наличием миоклонических и генерализованных тонических приступов. После отмены клоназепама начались приступы гиперкинеза, из-за них ночами ребенок плохо спит. Принимает депакин и ламиктал. Приступов эпилепсии с момента приезда с последней реабилитации не наблюдалось, только гиперкинез. Дома ежедневно выполняются легкое ЛФК и логопедический массаж для стимуляции сосания, глотания, выражения эмоций (ребенок был 3 месяца на зондовом вскармливании). Стоит ли нам просить врача вернуть прием клоназепама в мизерной дозе или перетерпеть? Есть ли специальные упражнения, уменьшающие гиперкинезы? Ребенку ставят частичную атрофию зрительного нерва. Стоит ли напрягать глаза контрастными, цветными, ч/б картинками?

— Этот препарат действительно может снижать выраженность гиперкинезов, но вызывает привыкание, обладает тормозным действием на ЦНС, и при его длительном применении может формироваться или усиливаться задержка развития, поэтому его стараются не назначать на длительный срок. При отмене препарата гиперкинезы могут усиливаться. Если выраженные болезненные гиперкинезы сохраняются в течение долгого времени после его отмены, тогда препарат могут назначить снова, несмотря на его побочные действия — чтобы облегчить состояние ребенка. Специальные упражнения при наличии у детей приступов существуют, этим занимаются врачи-реабилитологи, инструкторы ЛФК, кинезиотерапевты. Что касается частичной атрофии зрительного нерва, нужно сделать ЭЭГ с фотостимуляцией, и если при ее проведении пароксизмальная активность не регистрируется, тогда можно нагружать ребенка контрастными, цветными и черно-белыми картинками.

У ребенка по УЗИ мозга асимметрия ПБЖ с расширением левого желудочка. Контролировали в динамике (при рождении 5 мм, в 7 месяцев — 7 мм). В настоящее время ребенку 7,5 месяца, переворачивается со спины на живот и обратно, ползает по-пластунски, самостоятельно не сидит, если придержать ноги, то сядет, но спина не окрепла и заваливается на бок, на колени не становится, если поставить, то недолго может простоять, играет в ладушки, произносит отдельные слоги. Ставят задержку темпов моторного развития с мышечной гипотонией. Невролог высказался о необходимости приема ноотропов (цераксон). Хотелось бы услышать ваше отношение к назначению ноотропов и узнать о необходимости их применения в нашем случае.

— С моей точки зрения, ноотропы здесь не нужны, на данном этапе достаточно массажа, ЛФК. Нужно в первую очередь определить причину такого состояния, в том числе с генетическим обследованием. Рекомендую записаться на примем в Республиканский центр наследственных нервно-мышечных заболеваний. Телефон: 8 017 327 55 06 (Минск).

Ребенку 3,5 месяца, голову, лежа на животе, держит, но клонит ее в одну сторону и лежит неровно. Осмотр ортопеда: кривошеи нет, но есть дисплазия тазобедренных суставов (носим подушку Фрейка). УЗИ головы — норма, УЗИ позвоночника — гипертензия в спинном мозге, гипотонус сосудов головного мозга. Все отклонения от нормы по результатам УЗИ незначительные. Однако невропатолог ставит диагноз: перинатальное поражение ЦНС, синдром двигательных нарушений. Назначает кортексин, новокаин, витамин B6, массаж и ЛФК. Другой невропатолог и педиатр говорят, что эффективность ноотропов не доказана, а у новокаина противопоказания: детский возраст до 12 лет. Витамины нужно давать, только если лабораторно подтверждён их дефицит. Стоит ли колоть малышу эти уколы? Или достаточно массажа и ЛФК?

— С моей точки зрения, медикаментозное лечение и витамины здесь не нужны. То, что ребенок клонит голову в сторону, может носить физиологический характер. Мы не симметричны, правши и левши, поэтому, когда ребенок начинает переворачиваться на живот в 3,5−4 месяца, первое время его головка немного отклонена в одну сторону. Эта кривошея — физиологичное состояние, поэтому со временем проходит. Если же она не исчезает и ортопед отмечает, что есть укорочение кивательной мышцы, тогда коррекцией и лечением занимаются детские хирурги, ортопеды, инструкторы ЛФК и массажисты. Ноотропные препараты позволяют быстрее достичь каких-то навыков, но с позиций доказательной медицины их влияние на состояние ребенка сильно преувеличено. Ребенок достигнет нужных показателей и без них.

Как долго будут координационные нарушения?

Малышу 9 месяцев 17 дней, родился вялым, в роддоме поставили синдром угнетения ЦНС, принимали алмибу, делали зарядку каждые 3−4 часа. На 3-м месяце синдром сняли. Сейчас ребенок очень нервный и раздражительный. Если что-то не получается — сразу дико плачет, бьется руками. Невролог списывает на зубы. Может ли такое поведение быть последствием синдрома угнетения?

Читать еще:  Кирпичная кладка стен дома в полтора кирпича

— Восстановление нервной системы после периода угнетения действительно происходит через этап повышенной возбудимости. Внешние факторы (в частности, прорезывание зубов) могут усиливать это возбуждение. Но если период гипервозбудимости затянулся (а в 9 месяцев он уже не должен быть сильно выраженным), следует показаться врачу-неврологу.

У ребенка диагноз: последствия раннего органического поражения ЦНС, атонически-астатический синдром, задержка речевого развития, координационные нарушения. Раз в 3 месяца делаем курс массажа, ЛФК, но координационные нарушения сохраняются. Как долго они сохраняются? Какие последствия несут миоклонические вздрагивания?

— Для тренировки координации у детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС существуют специальные устройства: стабилометрическая платформа. Необходимы специальные занятия с ее использованием, которые должны проводиться на регулярной основе. С увеличением возраста скорость приобретения координаторных навыков будет снижаться, но дать однозначный ответ, когда координаторная недостаточность приобретет стойкий характер, очень сложно. Что касается миоклоний, то они могут носить эпилептический и неэпилептический характер. В первом случае их нужно лечить (по результатам заключения врача-невролога и данных ЭЭГ), во втором — нет. Более того, они иногда способствуют положительной динамике по неврологическому состоянию ребенка.

С грудничком к неврологу: вопросы, которые может задать мама

Детский невролог — один из тех врачей, который регулярно должен осматривать ребёнка первого года жизни. Он оценивает развитие и созревание нервной системы младенца. Конечно, новоиспечённая мама всегда волнуется перед первым визитом к специалисту, однако не нужно этого делать, а лучше заранее продумать вопросы, которые можно задать на приёме, а также во время последующих посещений.

Как подготовиться к первому визиту к неврологу

Первое посещение невролога по стандартной схеме проходит, когда малышу исполняется один месяц (если же участкового педиатра или родителей что-то беспокоит, можно отправляться к специалисту и раньше).

Задача врача — оценить развитие ребёнка, определить, нормально ли проходит адаптация после родов, имеются ли неврологические отклонения. На приёме невролог будет визуально осматривать новорождённого: изучит форму и размер черепа, положение головы, тела, выражение лица малыша, характер движения конечностей (мышечный тонус), состояние кожи. Также специалист обязательно проверит основные рефлексы ребёнка (сосательный, хоботковый, защитный, хватательный и пр.).

Прежде всего невролог визуально осмотрит малыша, оценит форму, размер, положение головы, мышечный тонус

Помимо этого, невролог будет задавать маме целый ряд вопросов, касающихся течения беременности и состояния новорождённого. Они будут примерно следующими:

  1. Как протекала беременность и роды? Здесь важно наличие/отсутствие следующих моментов: гипоксия у плода, инфекции у матери, роды были затяжными, нормальными или стремительными, обвитие пуповиной и пр. Также важно сообщить количество баллов у новорождённого по шкале Апгар.
  2. Как ребёнок набрал в весе за первый месяц жизни?
  3. Какова примерная суточная продолжительность сна и бодрствования малыша?
  4. Легко ли ребёнок засыпает, насколько спокойный его сон?
  5. Как часто малыш потеет, в каких местах больше всего?
  6. Одинаково ли активны правая и левая рука?
  7. Поворачивает ли кроха голову в обе стороны либо предпочитает какое-то одно направление?
  8. Есть ли у малыша выраженная мимика лица?
  9. Какая поза является самой комфортной для ребёнка при кормлении?
  10. Выдерживает ли малыш график кормления?
  11. Как часто ребёнок срыгивает во время еды, насколько обильно?

Помимо осмотра младенца, доктор задаст маме множество вопросов касательно течения беременности, состояния и поведения ребёнка

На приём обязательно нужно взять амбулаторную карту малыша, а также результаты обследования во время беременности, документацию, которую выдали в роддоме при выписке. Кроме того, осмотр лучше всего проводить спустя 1–1,5 часа после кормления, чтобы ребёнок не был вялым. Если же он будет голодным, то проявит излишнее беспокойство. В обоих случаях это затруднит осмотр.

Видео: как подготовиться к осмотру невролога с месячным ребёнком (объясняет врач)

Какие вопросы можно задать детскому неврологу, если малышу 1 месяц

Конечно, квалифицированный невролог на приёме сам задаёт маме новорождённого множество вопросов и объясняет ей состояние ребёнка. Однако многих женщин беспокоят определённые моменты, которые хотелось бы прояснить. Можно обозначить следующие распространённые вопросы:

    Что сделать, чтобы мой ребёнок лучше спал? Врач расскажет про некоторые «хитрости», которые помогут маме в этом деле (конечно, если плохой сон не связан с патологиями в развитии малыша). Например, он должен быть обязательно сыт. Нужно не просто чаще менять крохе подгузник, но и стараться подмывать его после акта дефекации или мочеиспускания. Также на пользу пойдёт лёгкий поглаживающий массаж. Детская комната всегда должна хорошо проветриваться.

Многие мамы хотели бы знать, как улучшить сон грудничка

Многие мамы обеспокоены, что их малыш сильно потеет

Если ребёнку 3 месяца

В три месяца мама с малышом совершают ещё один плановый визит к неврологу. В это время врач уже оценивает другие важные параметры, например, умение держать головку, поворачиваться с живота на спинку, комплекс оживления на речь и пр. Кроме того, в три месяца специалист уже решает вопрос о допуске малыша к прививке (против АКДС и полиомиелита): на основании состояния ребёнка даёт разрешение либо медицинский отвод.

Три месяца — время второго планового визита к неврологу, во время которого врач оценивает уже другие важные параметры

Конечно, мама трёхмесячного малыша уже более опытная, знает многие важные моменты. Тем не менее, во время данного планового визита к неврологу можно задать ему следующие уточняющие вопросы:

  1. Хорошо ли мой малыш держит головку?
  2. Разрешать ли ему засовывать пальчики в рот или препятствовать этому?
  3. Почему ребёнок не улыбается? Возможно, он выражает радость, удовольствие как-то иначе?
  4. Как много звуков должен произносить кроха в этом возрасте?
  5. Какими должны быть кулачки малыша: крепко сжатыми или расслабленными?
  6. Должен ли малыш удерживать в руке погремушку? Как долго?
  7. Сколько он должен спать, что делать, если сон беспокойный?
  8. Что делать, если малыш спит только с укачиванием или при катании в коляске, то есть его нужно постоянно «качать»?
  9. В каких случаях нам нужно прийти на внеплановый приём?

Вопросы для более старшего возраста

Конечно же, вопросы у мамы могут возникнуть и в дальнейшем — при последующих визитах к неврологу (в 6, 9 месяцев, год и т. д.) В каждом конкретном случае они будут индивидуальны. Но один из распространённых — «Какие игрушки подойдут моему малышу в данном возрасте?». Действительно, не все взрослые это знают. Многие, к примеру, стараются заполнить кроватку шестимесячного крохи плюшевыми зайцами и мишками, не задумываясь, что они ему на данном этапе совершенно не нужны. Невролог даст полезные советы по этому поводу.

Всегда важно спрашивать, какие игрушки пойдут на пользу ребёнку в каждом конкретном возрасте

Посещение невролога — замечательная возможность для мамы получить ответы на многие интересующие её вопросы. Ведь этот врач специализируется на развитии нервной системы ребёнка, состоянии его психической, моторной, речевой сферы. Не нужно стесняться уточнять у доктора различные моменты: получив больше информации, родители обретут ясность и покой, очень важный для ухода за малышом.

Источники:

http://lucky-child.com/blog/10-voprosov-k-detskomu-vrachu-nevrologu/
http://family365.ru/posts/258.html
http://news.tut.by/society/669421.html
http://babyzzz.ru/parents/rest/35700.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector